Донецк Форум. Донецкий форум.
   Здесь место есть политике и вздору... Удачи Вам! Я - ваш! Донецкий форум. ;)
 
ДОНЕЦКИЙ ФОРУМ - СПРАВОЧНАЯ ДОНЕЦКА
ИСТОРИЯ КАРТА ПОГОДА ДОНЕЦК ПОД ДНР НОВОСТИ
ПОЕЗДА (ЖД) АВТОБУСЫ ТАКСИ ФОТО ГОСТИНИЦЫ
WI-FI ВЕБ КАМЕРЫ БАЗА 09 ПРОВАЙДЕРЫ ОБЛАСТЬ
КИНОТЕАТРЫ ТЕАТРЫ ФК ШАХТЕР КЛУБЫ КАФЕ
ШКОЛЫ РАБОТА ИНСТИТУТЫ ТАНЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ
БАНКИ АВТОСАЛОНЫ АПТЕКИ БОЛЬНИЦЫ РАЙОНЫ
МЕНЮ РАЗДЕЛОВ
Вернуться   Донецк Форум. Донецкий форум. > ФОРУМЫ ДОНБАССА > Вся Донецкая область


Вся Донецкая область Форум городов Селидово, Дружковка, Докучаевск, Димитров, Красный Лиман, Волноваха, Зугрэс, Новогродовка, Угледар, Юнокоммунаровск, Иловайск, Красногоровка, Северск, Ждановка, Светлодарск... Города, посёлки и села Донецкой области.

Ответ
 
Опции темы Рейтинг: Рейтинг темы: голосов - 3, средняя оценка - 4.33. (4.33 из 5.00) голосов - 3 Опции просмотра
Старый 12.05.2011, 10:13   #1
Сообщений: 56
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию Александровский район

Южнее Александровки протекает р.Самара, называемая древними греками Снепородом, вдоль которой проходил древний торговый путь. Нынешнее наименование река получила благодаря сарматам-северам, перекочевавшим в Донецкие степи из Поволжья, за то, что Самара-донецкая имеет такое же направление и рельеф берегов, что и Самара-поволжская. Во времена Древней Руси здесь проходил важный торговый путь. В XVIв. здесь обосновались запорожские казаки, которые, априори, считали Самару своей. В документе, датированном 1552г., указывается, что казачьи промыслы (рыболовство, пчеловодство) тянулись вплоть до верховий р.Самара. К концу XVIIв. Сечевики прочно укрепились на р.Самара, - здесь были владения Барвинковой Стенки (Барвенково).
Село Александровка возникло в 1762г. на пересечении ответвлений Муравского и ответвления Залозного шляхов как крепостная деревня поручика Д.Норова, хотя козацкие поселения существовали здесь и раньше. До 20-х гг. ХХв. по реке проходила граница двух губерний: левобережные земли входили в состав Степановской волости Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, а правобережные – в состав Александровской, Михайловской и Некременской волостей Изюмского уезда Харьковской губернии. Будущий волостной центр Александровка была названа в честь местной церкви Александра Невского, Д.Норовым же и построенной.
Середина XIXв. для Александровки была не самым лучшим временем: неурожаи (1833, 1848гг.), эпидемии холеры (1831г.), цинги (1848г.). Лишь в середине века обозначились сдвиги в сторону улучшения. В 60-х гг. население села составляло уже 0,5 тыс. жителей. В конце XVIIIв. село купил подполковник Бахметьев, и долгое время село именовалось Бахметьево. В селе дважды, а затем – трижды в год проходили ярмарки; с начала 80-х гг. XIXв. имелось 2 лавки. На конец XIXв. в Александровке насчитывалось 0,88 тыс. жителей. В 1896г. в селе открыта земская школа (в старой комнате волостного правления, рядом с арестантской), в 1905г. - фельдшерско-акушерский пункт (до того участковый врач работал в Барвенково), а в 1909г. - одноклассное смешанное училище. С 1901г. в селе проходили еженедельные воскресные базарные дни. В 1905-1907гг. в районе Александровки частыми были поджоги помещичьих усадеб.
Пережив события революций и Гражданской войны, село продолжало развиваться. В 1923г. численность населения Александровки составляла 1,3 тыс. жителей – тогда впервые был создан Александровский район. В этом же году в селе была открыта первая читальня. Библиотека открылась в 1925г. Первый СОЗ в селе возник в 1926г. (в этом же году состоялся первый выпуск школы), а колхоз и МТС - в 1930г. За год в колхозах состояло уже 83 % крестьян. В 1933г. вышел первый номер районной газеты «Ударна бригада» (позже – «Радянський патріот», ныне – «Вісті Олександрівщини»). Восточнее Александровки (например, в районе Беззаботовки) работали карьеры по добыче песка. В 1935г. в селе открылась первая больница (3 отделения, 20 коек при 2 врачах, 3 акушерах, 3 медсёстрах и 2 санитарках), а годом ранее – первый пионерский клуб. В 30-х гг. в селе насчитывалось 6 улиц, работала дизельная электростанция, кирпичный и хлебный заводы, инкубаторная станция, МТС. Мирное строительство прервала Великое Отечественная война, в течение которой село 3 раза захватывалось противником и освобождалось Красной армией.
Отстраиваться село и район начали сразу после окончательного освобождения в сентябре 1943г. К концу года в районе начал работу автодор, который в среднем, по результатам работы за годы своего существования, сооружал и ремонтировал по 11 км автодорог в год. В 1951г. была отстроена районная библиотека, а в 1952г. – инкубаторная станция. Во второй половине 50-х гг. началась разработка месторождений строительного сырья севернее села. В 2,5 км северо-западнее разрабатывались карьеры с добычей строительного песка. В километре северо-восточнее разрабатывался суглинок для производства кирпича Александровским заводом Межколхозстроя. Песок также добывался в районе с.Софьино-Лиман. С 1960г. в селе начал работу районный центр культуры, а в 1962г. – школа искусств. В 1962-1964гг., в результате укрупнения сельских районов, Александровский район был включён в состав Красноармейского района. В 1965г. центру вновь созданного района селу Александровка присвоен статус посёлка городского типа.
В 1960г. через село прошла железная дорога из Красноармейска в Лозовую, а так же заасфальтирована автодорога на Доброполье, что обусловило быстрое развитие района. В 1964г. заасфальтирована автодорога до ст.Легендарная через Новодонецкое. В 1962-2009гг. через Александровку ходили хозяйственные, пригородные и местные поезда в Красноармейск, Дубово и Донецк (до 1993г.). Рядом со станцией Золотые Пруды («Разъезд № 2») в 2 км севернее райцентра шла промышленная разработка песка. Сейчас пассажирские железнодорожные перевозки от ст.Золотые Пруды не выполняются, а участок Золотые Пруды – Дубово находится в полузаброшенном состоянии. Не в лучшем состоянии путь на юг, до ст.Мерцалово, - ходовая скорость грузовых составов – ок. 20 км/ч.
После холодной зимы, когда ветры уничтожили значительную часть посева озимой, в 1969г. была образована Красноармейская лесомелиоративная станция с Александровским участком. В 1970г. в селе открылись новый хлебозавод и Дом быта, а с 1971г. действует рыбхоз, которому принадлежит ряд запруд в русле р.Самара. В 1972г. начал работу межколхозный комбикормовый завод. С 70-х гг. работает и Центральная районная больница. Были также открыты станция скорой помощи, почта, телеграф, радиоузел, типография. С 60-х гг. при школе действовал кружок красных следопытов. В 1981г. открылся детский спортивный оздоровительный клуб. В 1980-1988гг. в Александровском районе построено по 4 спорткомплекса, школы и детсада, по 2 Дома культуры и… бани, терапевтический комплекс районной больницы, 21 км водопровода, 73 км асфальтовых автодорог, сотни домов.
Сейчас в посёлке действует профессиональный аграрный лицей (бывшее ПТУ № 148), 2 общеобразовательные школы, детсад, центр детского и юношеского творчества, школа искусств. В райцентре действует музейная комната; «світлиця» имеется также в с.Софиевка. В райцентре с 1994г. принимает прихожан Свято-Александро-Невская церковь; имеется Дом молитвы адвентистов седьмого дня. Греко-католическая церковь находится в с.Петровка-Первая. Из села отправляются автобусы на Лозовую, Доброволье, Новодонецкое, Донецк, Краматорск, Спасско-Михайловку. В Некременное, Барвенково имеются ежедневные автобусные рейсы из Очеретино, а на Самарские ставки – из Михайловки.
Имеется близ Александровки и т.н. «балка смерти». Сразу после отступления из района советских войск, 5 марта 1943г. одна из немецких машин с пехотой подорвалась на мине, которую могли установить как подпольщики, так и отступающие советские войска. «Расследование» инцидента проходило быстро: 162 жителя села, на которых пала хотя бы малейшая тень подозрения, были выведены в злополучную балку и расстреляны. Это лишь один трагический эпизод войны, коих было превеликое множество.
Станция Золотые Пруды названа в честь одноимённого большого села, находящегося в 10 км от станции. В свою очередь, село Золотые Пруды (изначально – Андреевка, по фамилии местного помещика, образовано в 1863г.) названо в честь четырёх прудов, в недавнем прошлом кишащих рыбой и делящих село пополам. Станция обслуживает нефтебазу ОАО «Александровканефтепродукт». К северу от станции в направлении бывшего остановочного пункта 19 км скрещиваются 2 ветви амиакопровода из России в Одессу (одна - через Горловку, вторая - через Северодонецк). Ближайший крупный населённый пункт - пгт Александровка, находящийся в 2 км южнее станции, непосредственно обслуживаемый остановочным пунктом 26 км (в 1 км от платформы - автостанция; автобусы на Донецк, Краматорск, Лозовую, Доброволье, Марьянку). В середине 90-х гг. в районе с.Новосамарское существовала остановка поездов Красноармейск – Дубово по требованию. Недалеко от станции останавливаются автобусы сообщением Краматорск – Александровка, Краматрск – Доброволье, Краматорск - Марьянка.

Добавлено через 3 минуты
На территории современного села Иверское (Самойловка) изначально существовали сторожевые посты запорожцев для защиты от набегов татар. В 30-60-е гг. XVIIIв. в эти места начался массовый отток беженцев с территории современной Украины и России. В 60-х гг. Существовал план строительства крепости у истоков р.Самара (между сёлами Золотой Колодезь и Весёлая Гора) и укреплённой линии вдоль реки, однако набег татар в 1768г. и последующая русско-турецкая война заставили царицу пересмотреть свои планы и отказаться от сооружения данной оборонительной системы. Согласно легенде, наименование села Иверское происходит от иконы Иверской Божьей матери, которую впопыхах забыли ростовские купцы после ночёвки на здешнем хуторе. Крестьяне, якобы, восприняли это как знак свыше. Данную икону создал неизвестный грузинский художник. Иверы – старинное название ветви грузинского народа, представители которой проживали в Восточной Украине.
В первой четверти XIXв. хутора в округе выкуплены богатым казаком Самойловым. Отсюда – второе название Иверского – Самойловка. В селе имелась ветряная мельница. После реформы 1961г. в Иверском появились земская школа, библиотека, а в соседней Шостаковке – земская больница. В 30-х гг. в Шостаковке (Богдановке) действовала также ветслужба. Колхозы Иверского и Шостаковки, возникшие в 20-30-е гг. ХХв., в 1956г. были объединены в колхоз им.ХХ Съезда КПСС (4,6 тыс. га сельхозугодий, из них – 4,1 тыс. га пахоты; ныне – КСП «Нива»). В советское время в Иверском были построены Дом культуры, детсад, начальная школа, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. В Шостаковке в послевоенное время работали молокозавод и мельница. В 2009-2010гг. мини-пректы инициативных групп, связанные с обустройством села, касались ремонта и обустройства общественных колодцев, а также обустройства детской площадки. Через село проходят автобусы до Александровки, Новодонецкого, Лозовой, Краматорска, Донецка. В соседней Шестаковке – Православная церковь святых Петра и Павла, Дом молитвы христиан-баптистов.
История села Степановка также берёт своё начало с момента основания сторожевого поста украинского казачества в этих местах. После войны с турками в 1768-1774гг. местность в районе современного села была передана помещику Коху, и хутор из 10 хат, с которого берёт начало современная Степановка, ранее назывался Коховка. В 1778г. в Коховке проживало почти 600 человек. В 1854г. Коховку переименовали в Степановку, а в 1859г. Степановка стала волостью. После реформы 1861г. помещица Кох открыла винокуренный и кирпичный заводы. Ежегодно в селе проходили ярмарки, а еженедельно крестьяне ездили на торжища в Гришино и Барвенково. В Степановке работали хлебные склады, магазины, кабаки. С 1862г. в селе работали фельдшерский пункт и церковно-приходская школа. Свято-Стефановская церковь неразрывно связана с историей дореволюционной и современной Степановки. С 1904г. степановцы работают на шахтах Донбасса. В 1907г. в селе открыта больница, а в 1912г. – четырёхклассная школа, где обучалась треть детей села.
В конце 1931г. в селе созданы две сельхозартели. После войны их количество достигло пяти, и в феврале 1951г. они были объединены в сельхозартель им. Калинина (почти 5,0 тыс. га сельхозугодий, из которых – 4,2 тыс. га пахоты). В 1933г. была открыта Степановская МТС, а в 1937г. село радиофицировано. Сразу после войны село приходилось строить практически с ноля. Посевное зерно в колхоз им.Калинина носили вручную со ст.Доброполье. В 1954г. открыты ремонтные мастерские. В 1969г. в селе открылся детсад. В советское время в селе также работали школа, клуб, библиотека, почтовое отделение. Рейсовый транспорт из села – проблема современного села, автобусы здесь уже 4 года не ходят, ближайшая остановка – в Иверском, в 2 км от окраины Степановки. Пригородные (рабочие) поезда не обслуживают территорию сельсовета с 2009г.
Между с.Степановка и Самарское находится д.Куроедовка, в районе которого был расположен остановочный пункт 41 км. В селе Самарское, что в 4 км от платформы 41 км, в советские времена находилась усадьба совхоза «Самарские Ставки» (4,9 тыс. га сельхозугодий, из них – 3,9 тыс. га пахоты, выращивание зерновых, производство мясомолочной продукции), ныне – одного из ведущих предприятий района. В сёлах Самарское и Весёлая Гора также были открыты школа, клуб, 2 библиотеки, детский сад, кирпичный и хлебный заводы, столовая, почтовое отделение и филиал Степановской больницы. Для привлечения в совхоз молодых специалистов, в 1980-1981гг. на окраине села Весёлая Гора был построен современный микрорайон с одноэтажными коттеджами, двухэтажными жилыми домами и постройками бытового назначения. В 1996г. с.Весёлая Гора, наконец-то, газифицировано. Имеется братская могила с памятникам освободителям Самарского. В 30-х гг. на месте этих сёл, было множество деревень: Сергеевка, Самарские ставки, Николаевка, Весёлая Гора, Лёвшино, Юлино. От Самарских ставков ходят рейсовые автобусы на Краматорск.
Станция Ветерок была построена в 1957г., одновременно со строительством участка железной дороги Дубово - Легендарная. Ранее имела 3 пути. Данная местность заслужила славу «центральной точки» на стыке областей задолго до строительства железной дороги: в середине XIXв. балка, в которой расположено село Новоалександровка (Лощина), называлась Граничный Яр. В 30-х гг., рядом, - в Елизаветовке находилась единственная на всю округу мельница иначальнаяшкола(последние были в Новобахметьево, Дмитро-Дарьевке и Варваровке). В 60-е гг. в Новоалександровской восьмилетней школе существовали экспедиционные отряды «К истокам народной мудрости» (занимался фольклором), красных следопытов и юных историков. Работала сельская библиотека.
В районе бывшей станции 150 лет назад были лишь протоптанная дорога и колодец. Дорога из Александровки (Бахметьево) на Гавриловку и далее вглубь Харьковской области – первая коммуникация оседлой жизни в этих местах. Конфигурация основных дорог здесь за полтора века мало изменилась. С 70-х гг. XIXв. по дороге следовали крестьянские повозки с зерном на ст.Гавриловка, а спустя 100 лет – автомашины и колхозные упряжки хозяйств им.Ленина и «Жовтень» в том же направлении. В годы Великой Отечественной войны дорога была «распахана» минами, леса сгорели, и ветры задували грунтовку. В 50-е гг. комсомольцы привели грунтовку в порядок и высадили вдоль дороги тополь. А в 70-е гг. здесь появился асфальт, в частности, - в 1970г. асфальт из райцентра дошёл до района Новоалександровки.
Переломным моментом стали 1957-1961гг., когда по проекту Министерства обороны СССР железнодорожные войска Барвенковского военного участка, трест «Донбасстрансстрой» и путейцы Красноармейской дистанции пути построили железную дорогу Дубово – Мерцалово. В 1960-1962гг., в связи с запланированным открытием пригородного сообщения, на севере Донецкой области были построены платформы 4 км (Карповка) и 19 км (Варваровка), а также ст.Ветерок (т.н. «Разъезд № 1», - окрестности Богданово, Котовки Харьковской, и Новоалександровки, Елизаветовки Донецкой области). Остановка поезда 15 км (2,5 км от ст. Ветерок в направлении Золотых Прудов) была открыта в 1986г. по просьбам местных жителей.
Ветерок вполне мог бы стать туристической станцией не только для Александровского района, но и межобластного значения. Ситуация в районе такова, что туристические маршруты созданы, а транспорта под них нет. В середине 90-х гг. руководство Александровского района начинает формировать заповедный фонд, в которой входят урочища с уникальным рельефом, а так же редкой растительностью. Многие из них находятся на севере Александровского района. Урочище «Широкий лес» (34,9 га) представляет восстановленный искусственной посадкой ясеня байрачный лесной массив в балке системы Сухого Торца. Урочище «Долгенький лес» (17,6 га) представляет из себя массив байрачного леса в балке системы Сухого Торца, обрамлённый степными участками. Оба леса находятся в 2-3 км восточнее сельсовета Новоалександровки, что в километре южнее Елизаветовки. Леса тянутся далее на восток, до Варваровки. Северо-восточнее Зелёного находится ботанический заказник «Казанок» (38 га) – полоса нетронутой растительности в балке с крутыми склонами, по очертаниям напоминающей котелок. Юго-западнее Зелёного – заказник «Колодезное» (30,8 га), а далее - заказник «Коханое» (37 га) в балке р.Самары, где по преданию любили отдыхать влюблённые. В районе с.Зелёное так же находится урочище «Зелёное поле» (30,5 га) – узкая полоса нетронутой растительности по неглубокой балке (землепользователь – СООО «Лощанское»). Близ с.Новопригожее имеется урочище «Балка Зелёная» (44 га), где имеется фрагмент нетронутой растительности в системе балок и оврагов ручья Зелёного, притока р.Самара. Западнее с.Софиевка в районе Александровки находится ботанический заказник «Верхнесамарский» (168,3 га) – склоны водохранилища рыбхоза с бугристым овражистым рельефом по правому берегу р.Самара.
Остановочный пункт 4 км находился на границе Донецкой и Харьковской областей, и обслуживал с.Карповка Александровского района. В середине XIXв. здесь, в Широкой балке, находился х.Кошара. Восточнее, у истока ручья соседней балки Опалиха, находилось село Коробцовка, ликвидированное после Великой Отечественной войны. Железная дорога от примыкания к Дубово до бывшей станции Ветерок построена по водоразделу Днепра и Дона вдоль трассы старой дороги в Богдановку, существующей в XIXв. Кроме того, это часть старинного Муравского шляха.
В 90-х гг. на севере Александровского района разведаны запасы кирпичного сырья, промышленная разработка которых признана рациональной.
Елизаветовка, что близ Новоалександровки, считается немецкой колонией, что даёт крошечному селу фору в плане возможностей приёма иностранных гостей и в развитии сельского туризма.
Вот с чем в районе Новоалександровки проблемы – так это с рейсовым автобусным сообщением. В 3,5 км от платформы 15 км, мимо остановки у с.Новобахметьево проходит по 1…2 автобусов в сутки на Лозовую и Донецк, остановка – по требованию. С железнодорожным сообщением – всё «прекрасно»: нет сообщения – нет проблем. Из 4 пар пригородных поездов Красноармейск – Дубово в 1996 и 1999гг. были отменены две ключевые: первая обеспечивала перевозку пассажиров на рынок и на работу в Красноармейск, а вторая – на рынок и на учёбу в Харьков. В результате, пассажиропоток в последующие 7-8 лет упал до критического значения, и пригородные поезда были переведены в разряд хозяйственных, а в 2009г. – и вовсе отменены. Постоянное грузовое сообщение на участке Золотые Пруды – Дубово отсутствует с 2007г. В 2009г. Донецкая железная дорога признала направление неперспективным, и начала подготовку документов на демонтаж данного участка.
Однако, район держится, не смотря на равнодушие транспортных монополистов! В 2009-2010гг. Александровский район являлся лидером по количеству заявленных и реализованных мини-проектов инициативных групп по обустойству сёл. Большинство из них в сёлах северо-западной части района касалось ремонта и обустройства общественных колодцев (Дмитро-Дарьевка, Новоалександровка) и водопровода (Зелёное), что указывает на одну из насущных проблем сельчан. Новоалександровской школе и ЗАО «Лощанское» поступает помощь от Народных депутатов Верховной Рады Украины.

Последний раз редактировалось в 10:10. Причина: корректировка материала
Pabel вне форума  
Ответить с цитированием
Реклама
Ответ

РАССКАЖИ О ФОРУМЕ на других сайтах

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Похожие темы
Тема Автор
Путиловский автовокзал cкоро «улетит» в район аэропорта
Путиловский автовокзал в Донецке к Чемпионату Европы по футболу 2012 года городские власти планируют перенести в район донецкого аэропорта. Об этом...
Sandra
Калининский район Донецка
Калининский район создан согласно Постановлению ЦИК № 173 от 02.09.1937г, как один из шести районов города Сталино. Район расположен в...
Tul4ita England
Куйбышевский район Донецка
основан в 1937 году, как район. Хотя еще в 1869 году основан рабочий посёлок Смолянка в связи со строительством Джоном Юзом кузницы и двух шахт на...
Tul4ita England



Создано на vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot. Донецкий форум.