Донецк Форум. Донецкий форум.
   Здесь место есть политике и вздору... Удачи Вам! Я - ваш! Донецкий форум. ;)
 
ДОНЕЦКИЙ ФОРУМ - СПРАВОЧНАЯ ДОНЕЦКА
ИСТОРИЯ КАРТА ПОГОДА ДОНЕЦК ПОД ДНР НОВОСТИ
ПОЕЗДА (ЖД) АВТОБУСЫ ТАКСИ ФОТО ГОСТИНИЦЫ
WI-FI ВЕБ КАМЕРЫ БАЗА 09 ПРОВАЙДЕРЫ ОБЛАСТЬ
КИНОТЕАТРЫ ТЕАТРЫ ФК ШАХТЕР КЛУБЫ КАФЕ
ШКОЛЫ РАБОТА ИНСТИТУТЫ ТАНЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ
БАНКИ АВТОСАЛОНЫ АПТЕКИ БОЛЬНИЦЫ РАЙОНЫ
МЕНЮ РАЗДЕЛОВ
Вернуться   Донецк Форум. Донецкий форум. > ФОРУМЫ ДОНБАССА > Вся Донецкая область > Красноармейск


Красноармейск Жители Красноармейска объединяйтесь!

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 14.08.2010, 05:38   #1
Сообщений: 237
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию История города Красноармейск

История города Красноармейск

Город Красноармейск был основан в 1875 году по решению Министерства путей сообщения Российской империи. У Гришинской сельской общины Бахмутского уезда Екатеринославской губернии был куплен участок земли для строительства железнодорожной станции. Тогда село Гришино насчитывало две тысячи жителей.

С развитием железной дороги разрасталась и станция Гришино, появлялись новые предприятия, и в частности началась разработка залежей подземных ископаемых. Возникли первые угольные рудники. Уже к 1913 году население станции Гришино увеличилось более чем в двое и составляло около 4,5 тыс. человек.

Пережив революционное лихолетье, гражданскую войну станция Гришино продолжала наращивать обороты и уже к 1925 году на полную мощь заработали паровозное депо, кирпичный завод, шесть шахт Гришинского рудоуправления. Сменилось и название станции — в начале на Постышево, а в 1938 году вместе с присвоением статуса города Постышево стало именоваться Красноармейское.

Годы Великой Отечественной войны легли тяжелым бременем на плечи Красноармейцев. С честью защищали жители свой родной город. Более 1 000 жителей было уничтожено оккупантами, 8 295 советских воинов полегли на полях сражения, 4 788 наших земляков погибло на фронтах Великой Отечественной.

В начале 1970-х годов построены крупный молокозавод, мясокомбинат, началось сооружение шахты «Красноармейская-Западная» 1. Проведено техническое перевооружение железнодорожного узла. В 1970 года город газифицирован.
Pinguin вне форума  
Ответить с цитированием
Реклама
Старый 14.11.2010, 09:55   #2
Аватар для Чорний Ворон
Сообщений: 907
Очки репутации: 9,746
Адрес: Донецьк
Доп. информация
По умолчанию

А чому "Красноармєйск", а не "Красноарміськ" ?

Добавлено через 1 минуту
...або - "Червоноармійськ"...?!
Чорний Ворон вне форума  
Ответить с цитированием
Пользователь сказал Фууу! - за это бесполезное сообщение:
Nordmen (09.09.2011)
Старый 22.11.2010, 20:10   #3
Аватар для Чорний Ворон
Сообщений: 907
Очки репутации: 9,746
Адрес: Донецьк
Доп. информация
По умолчанию

Коли нарешті перейменують місто?!

Добавлено через 1 минуту
Можна було б повернути стару назву - Гришине!
__________________
Одна людина, якщо правда за нею, врешті-решт стає більшістю
Чорний Ворон вне форума  
Ответить с цитированием
Пользователь сказал Фууу! - за это бесполезное сообщение:
Nordmen (09.09.2011)
Старый 16.01.2011, 12:14   #4
Сообщений: 9
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию

разве это столь важно
__________________
заходите-оцените http://webdn.hut2.ru
Nepalex вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 16.01.2011, 12:37   #5
Аватар для nomade
Сообщений: 1,996
Очки репутации: 30,917
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Абсолютно не важно...
__________________
أشهد أن لا إله إلاَّ الله و أشهد أن محمد رسول الله
nomade вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 16.01.2011, 13:30   #6
Сообщений: 44
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию

Та ну Гришино не солидно, будто село какое то, кстати оно под Красноармейском. Самый правильный вариант - мiсто Красноармiйськ
АндрейШ вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 05.05.2011, 15:14   #7
Сообщений: 56
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию

(1880-1934 гг. - Гришино, 1934 - 1938 гг. - Постышево, 1938 - 1967 гг. - Красноармейское)
Железнодорожный узел, 5 магистральных и немагистральных (на Донецк, Чаплино, Павлоград, Доброполье, Рою) и 2 местных (на предприятия г.Красноармейск и Димитров) направления. Город, районный центр. Крупный промышленный и транспортный узел.
В 1880г. в связи со строительством Екатерининской железной дороги начато строительство станции и пристанционного посёлка Гришино, названного в честь одноимённого казацкого села в 8 верстах северо-западнее станции. В селе ежегодно проводились 3 трёхдневные ярмарки, и до открытия железной дороги культурный и хозяйственный центр находился здесь.
С первых дней существования посёлка станции Гришино, в последнем образовался стихийный рынок найма рабочей силы – безработные крестьяне могли устроиться по найму в панские экономии близ строящейся станции, а если повезёт – то шли на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры. Ежегодно рынок «переваривал» 2…4 тыс. потенциальных работников. В 1881г. на станции было построено паровозное депо на 4 стойла (паровозы 4Н, Од, Ов, Щ, - ремонтировались под открытым небом) с оборотным депо в Авдеевке, а в 1883г. - железнодорожный вокзал. В 1884г. вступила в строй Екатерининская железная дорога от Долинской до Ясиноватой через Долгинцево (Кривой Рог-Главный), Пятихатки, Екатеринослав (Днепропетровск), 18 мая через Гришино прошёл первый поезд. Грузооборот Екатерининской железной дороги сравнительно быстро вышел на первые места среди железных дорог царской России. В 1894-1895гг. на участке Ясиноватая – Демурино
был проложен второй путь. Однако, пристанционный посёлок развивался медленно, хотя в 1902г. здесь появились первые 2 мельницы, а в 1904г. – кирпичный завод. Толчком к ускоренному развитию посёлка стало строительство вагонного депо в 1908г.
В конце XIX – начале ХХ вв. в районе Красноармейска открываются первые шахты – «Лысая гора», № 19, № 20 (район современного Шевченко). В 1903г. в районе х.Табурный (5 вёрст от ст.Гришино) был заложен Западно-Донецкий рудник анонимного акционерного общества, дающий угля в 9 раз больше, чем крестьянские шахты. Назрел вопрос строительства подъездных путей. До 1913г. ст.Гришино была линейной. В 1912г. станция обеспечивала загрузку порядка 15 вагонов в сутки, а среднесуточный пробег паровозов не превышал 150 км. Серьёзным ограничивающим фактором до строительства подъездных путей была малая производительность гужевого транспорта, которым уголь от рудников доставлялся на ст.Гришино.
В 1911г. начальник Екатерининской железной дороги Ванифантьев обратился в Особую комиссию с просьбой изучения перспектив угледобычи в районе Гришино, Доброполье, и строительства Григорьевской подъездной линии протяженностью 15 вёрст с перспективой продления её до Южных железных дорог. В 1912г. с просьбой строительства подъездных путей к царскому правительству обратились промышленники Гришинского уезда. Разрешение было дано в июле 1913г., и техотдел службы пути составил проектную документацию по строительству линий Рутченково – Гришино, Гришино – Лозовая и связанных с ними подъездных путей.
Строительство началось с начала 1914г. В конце 1914г. вступил в строй подъездной путь от ст.Гришино до Новоэкономического рудника. Во второй половине 1915г. был закончен основной объём работ по строительству линий Гришино – Доброполье и Гришино – Рутченково, однако первая линия была открыта официально в июле 1916г., а вторая - по частям в 1917г. В этом же году открыли подъездной путь от Чунишино до Сазоново, а в ноябре 1918г. - от Цукурихи до Кохановки (с.Ильинка). В 1916-1918 гг. строился участок от Гришино до Павлограда хода Гришино – Ровно.
Строительство и начало работы подъездных путей обусловило стремительное увеличение грузооборота станции. В 1914г. последний составлял более 182 тыс. тонн. При станции существовал рабочий посёлок (413 дворов) с населением порядка 4,5 тыс. жителей, в котором работали рынки, банк, почтовая контора, 4 мельницы, пивзавод. Рядом с железнодорожным вокзалом находилась церковь. На территории посёлка функционировали двухклассное железнодорожное училище, а также библиотека, созданная на пожертвования служащих железной дороги. Полноценной больницы не было, - лечиться ездили в Авдеевку, а в Гришино работали 2 частных врача.
Однако, Гражданская война и последовавшая за ней разруха остановили строительство железных дорог. За время Гражданской войны Гришино 19 раз переходило из рук в руки. В годы данного конфликта военные действия в районе Гришино вели и рабочие красногвардейские дружины, и красноармейские части Донецкой пролетарской, 2-й Украинской, 13-й, 14-й армий (в полосе последней действовала 8-я кавдивизия Червоного казачества), белогвардейская Добровольческая армия (корпусы Май-Маевского, Шкуро и Кутепова), махновские отряды Петренко-Платонова, Клейна, формирования Директории под командованием Волоха и др.
В 1921г. посёлок станции Гришино стал уездным городом. В 1922г. в узловом пункте Гришино (кроме предприятий и служб железнодорожной дороги) работали: электростанция, один топливный и два мыловаренных завода, завод газированных вод, 4 мельницы, 2 пекарни, 14 мастерских. В 1920г. возобновило работу железнодорожное училище. Работали почта, телеграф, телефонная станция, больница, амбулатория, аптека. В 1925г. было отстроено паровозное депо в Гришино. К этому времени в рабочем состоянии имелось 37 паровозов серий 4Н, Од, Ов, Щ, ЭХ.
Численность населения Гришино в 1926г. составила 11,4 тыс. человек (1595 домов). К этому времени в городе начали работать 2 библиотеки, ликбез, 3 Дома культуры, 2 народных театра с драмкружками, кинотеатр. В 1934г. город получил новое название – Постышево. В 1935 г. на базе паровозного депо образовано вагонное депо ст.Постышево (бывшая ст.Гришино). В 1936г. появились первые паровозы серии ФД, и вскоре депо было переоборудовано для их ремонта. В 1938г. название города вновь изменилось – на Красноармейское. В 1940г. начинается история Красноармейской ПМС-135. Красноармейское паровозное депо уже до войны было одним из ведущих предприятий в отрасли. К Великой Отечественной войне в Красноармейском работали, кроме всего прочего, завод «Металлист», гормолокозавод, мясокомбинат, фабрика индпошива и ремонта одежды.
До 60-х гг. железнодорожный транспорт имел неоспоримые конкурентные преимущества в плане грузо- и пассажироперевозок перед автомобильным. Из 1,4 тыс. км автодорог Гришинского района в 1934г. лишь 3 км были заасфальтированы. Лишь в 1939г. было налажено регулярное автобусное сообщение между Красноармейском и Сталино (Донецком). Если в 1913г. до строительства подъездных путей ст.Гришино приняла 135 т, а отправила 350 т грузов за год, то в 1934г. станции Гришино, Мерцалово, Доброполье, Бельгийский и Чунишино («гришинской» системы подъездных путей) приняли 180 тыс. т, а отправили ок. 990 т грузов, что соответственно в 1,3 тыс. и 2,8 тыс. раз больше аналогичных показателей 1913 года. В 1936г. была достроена первая очередь линии Постышево – Ровно от Постышево до Новомосковска. Начались соревнования машинистов по увеличению скорости движения тяжелых грузовых составов.
В октябре 1941 – сентябре 1943гг. Красноармейск был оккупирован противником. Железнодорожное направление Днепропетровск – Ясиноватая было основной артерией снабжения войск вермахта в Донбассе, на Среднем Доне и Северном Кавказе. Кроме того, по воспоминаниям старожилов, в годы оккупации ходили пассажирские местные поезда, например, в Сталино. Узел коммуникаций был объектом ожесточённой борьбы между войсками Красной армии и вермахта в январе 1942г. и феврале 1943г. В результате последних боёв, работа станции была парализована на две недели, а город – разрушен практически полностью. И хотя первый грузовой поезд от Новоэкономического рудника в Красноармейское пошёл уже через несколько часов после отступления советских войск в феврале 1943г., дни хозяйствования оккупантов в Красноармейском были сочтены. Во второй половине августа советские войска перешли в наступление, начали теснить противника, и в начале сентября были освобождены города Сталино и Красноармейское.
Великая Отечественная война нанесла огромный урон Красноармейскому – 1 млрд. рублей, - и это лишь в денежном отношении. После событий февраля 1943г. узел стали называть «городом расстрелянных улиц». Были выведены из строя паровозное и вагонное депо, снято 300 км железнодорожных путей, разрушены все мастерские и электрохозяйство железнодорожного участка. В руинах были динзавод, кирпичный и хлебный заводы, швейная фабрика, районная электроподстанция, мельницы, 1827 (из 4064) домов, 9 (из 12) школ, все медучреждения, детсады, склады, магазины. Инфраструктуру города и узла восстанавливали вплоть до 50-х гг.
Осенью 1943г. участок Красноармейское – Новомосковск был полностью разобран отступающим противником и на десятилетие впал в небытие. Однако, восстановление первоочередных железнодорожных направлений шло ускоренными темпами. В недельный срок после освобождения Сталино, Красноармейского была восстановлена первая очередь хода Ясиноватая – Чаплино. Для обеспечения перевозок по линии была выделена из резерва Министерства путей сообщения колонна паровозов № 36. Часть локомотивов колонны впоследствие осталась в депо Красноармейска. Вскоре пошли поезда на Доброполье и Кураховку.
Началось восстановление подъездных путей и второочередных ходов. Участок от Красноармейского до Новомосковска восстановили в 1957г. силами «Донбасстрансстроя», в ведении которого ветка находилась ещё два года. Разведка крупных запасов коксующихся и энергетических углей севернее Красноармейского в 40-50-х гг. дала толчок к строительству и восстановлению подъездных путей на Добропольско-Лозовском направлении, и строительству шахт между Добропольем и Александровкой. В 1954г. был построен подъездной путь Мерцалово – Легендарная – Дружная (гидрошахта «Пионер»), а в 1960г. силами железнодорожных войск Барвенковского участка была построена связка Дубово – Легендарная.
В 1959г. ускоренными темпами был электрифицирован ход Чаплино – Ясиноватая: в начале года были закончены работы по возведению закрытой части тяговой подстанции в Красноармейском, и уже 7 ноября из Красноармейска в Ясиноватую пошёл первый состав под электровозом. Над электрификацией участка работали строительно-монтажные поезда № 22, 148, 303, 824, а также электромонтажный поезд № 704, переброшенные с участка Славянск – Лозовая. На базе электрифицированных направлений начинает создаваться скоростное грузовое направление Донбасс – Поднепровье – Львов – Чоп, на котором Красноармейск стал важным стратегическим пунктом. В начале 60-х гг. под электрификацию наметили участок Красноармейское – Рутченково, однако данный проект реализован не был.
В 1960-1962гг. Донецкая железная дорога принимает от треста «Красноармейскуголь» паровозное депо и 122 км подъездных путей, и наряду с бюрократическими процедурами начинает приводить пути в порядок. В результате, границы ст.Красноармейское отодвинулись на 10 км от прежних. В 1962г. для согласования графика погрузки на подъездных путях с работой линий общего пользования создаётся куст под оперативным управлением узлового диспетчера, куда включаются станции Красноармейское, Родинское, Мерцалово, Доброполье. На участке Мерцалово – Легендраная – Дубово начинают курсировать пригородные поезда. В 1961г. в локомотивное депо Красноармейск пришли новые тепловозы ТГМ3А и ТЭМ3 – началась постепенная замена паровозов современными типами локомотивов.
Не стояло на месте и музейное дело в городе. С 1967г. начал работу народный исторический музей, которому в 1971г. присвоен статус государственного. За неполные полвека собрано более 10 тыс. экспонатов из разных исторических эпох. Ведётся работа в плане помощи школьным музейным комнатам, краеведческим кружкам, музеям промышленных и трпнспортных предприятий района и области.
Настоящим звёздным часом для железнодорожного Красноармейска стали 80-е гг. Локомотивное и вагонное депо осваивали передовые технологии ремонта полувагонов (до 16 тыс. в год), сварки моноблоков в среде аргона, ремонта фильтров. Создавались поточные линии по разборке и ремонту роликовых букс. Частично наработки 80-х гг. были утеряны в лихие 90-е гг., а в 2009г. было признано неперспективным направление Красноармейск – Лозовая. Ныне в Красноармейске находятся локомотивное и вагонное депо, модернизированный железнодорожный вокзал, дистанция пути.
Старейшим промышленным предприятиям Красноармейска является динасовый завод, носивший в прошлом имя Ф.Дзержинского. Первая очередь завода огнеупоров была запущена в 1933г. В 1983г. вступила в строй новая туннельная печь, совмещённая со складом готовой продукции, с проектной мощностью 35 тыс. тонн огнеупоров в год. Красноармейский динас - один из самых дешёвых в отрасли. В посёлке Динзавода работают 3 школы, 2 детсада, клуб, профилакторий.
Завод «Электродвигатель» в западной части города был создан в 1954г. как ремонтно-электромеханическое предприятие по обслуживанию бытовых приборов (утюгов). К 60-м гг. ХХв. было освоено производство электродвигателей.
Специализированный завод средств пылеподавления (в обиходе - КПД) вступил в строй в 1979г. Продукция завода используется для повышения уровня безопасности и комфорта в горном деле: форсунки и оросители комбайнов, фильтры, высоконапорные насосные установки, бурильные станки и пр.
В городе работает хлебзавод и пищевкусовая фабрика.
Гостинница «Дружба» на 124 места находится в 5 мин. ходьбы от железнодорожного вокзала.
В 80-е гг. была налажена работа Красноармейского бюро путешествий и экскурсий. На базе туристическо-краеведческих кружков г.Димитров, Доброполье, Родинское, Селидово организовывались экскурсии на предприятия, по вышеуказанным городам, а так же в Донецк, Жданов (Мариуполь), Славянск, Ломоносов (Ленингр.обл.), Махачкалу и т.д. Сотрудничая с Донецкой железной дорогой и местным автотранспортным предприятиям, организовывались путешествия по туристическим маршрутам: места боевой славы (Ровеньки, Краснодон, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Полтава, Меловое, Коммунарск, "Миус-фронт" с Саур-могилой и Таганрогом, Волжский, Москву, Киев, Молодечно), в места отдыха (Жданов, Бердянск, Славяногорск, Брусин, Щурово, Серебрянка, Дроновка, Краснооскольское вдхр.), заповедники (Аскания-Нова, Великоанадольский лес, Каменные Могилы, Хомутовская Степь), а так же на теплоходах по Азовскому морю. С распадом СССР эта система за 2-3 года деградировала, и сейчас бюро предлагает лишь туры по Украине. Дальнейшее восстановление туристической сферы района будет стоить значительных усилий и средств.
Красноармейск был и остаётся одним из крупнейших узлов железных и автомобильных дорог. Железнодорожное пассажирское сообщение охватывает 4 из 5 магистральных направлений. В направлении Чаплино, Днепропетровска ежедневно курсирует 4 пары поездов в пригородном и более 10 пар – в дальнем (не считая сезонных) и местном сообщении. В направлении Донецка, Ясиноватой ежедневно курсирует 4…6 пар поездов в пригородном и более 10 пар – в дальнем и местном сообщении. На Донецк, Иловайск через Цукуриху станция отправляет ежедневно по 2 пригородных дизель-поезда. Наихудшая ситуация с пассажирским сообщением, если не считать направление Красноармейск – Доброполье – Дубово, где таковое вообще отсутствует, - на направлении Красноармейск – Павлоград – Новомосковск, где через день курсирует скорый поезд Луганск – Одесса. Ближайшие пункты, от которых отправляются пришородные поезда на Павлоград – разъезд № 5 и Брагиновка, однако к ним нет удобного подъезда, даже на рейсовых автобусах.
От железнодорожного вокзала к автостанции курсируют автобусы и маршрутки № 7, 107 (несколько чаще ходит маршрутка № 108 от магазина «Детский мир» в 2 минутах ходьбы в сторону центра города). Автостанция отправляет рейсы на Донецк, Шахтёрск, Красный Луч, Мариуполь, Славянск, Северодонецк, Александровку, Лозовую, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Одессу, Полтаву, Киев, Львов и прочие города и посёлки Украины. Ходит ночной автобус Кривой Рог – Ростов, однако билеты на него автостанция не реализует. Автобусами из Красноармейска удобно выезжать в донецком направлении, т.к. туда они отправляются часто, добропольско-лозовском направлении, т.к. альтернативного вида транспорта туда нет, павлоградском направлении, т.к. единственный скорый поезд туда отправляется через сутки, а также в харьковском направлении. В последнем направлении, а также в Москву, С.Петербург, Минск можно выезжать автобусом до Константиновки, Артёмовска, Лисичанска, Краматорска, Славянска, откуда ходят «сплотки» пригородных, а также пассажирские и скорые поезда.
Пригородные автобусы отправляются, в основном, от автостанции «Колхозный рынок», что в 10 мин. ходьбы от железнодорожного вокзала. От последнего, как и от автостанции сюда можно доехать автобусами № 7, 107, 108. От «Колхозного рынка» отправляются автобусы и маршрутки на Родинское. Белицкое, Гришино, Сергеевку, Муравку, Шевченко, Успеновку, Петровского, Селидово, Димитров, Новоэкономическое, Ульяновку, Гродовку, Воздвиженку. Пригородные автобусы до Белозёрского отправляются от железнодорожного вокзала. Отсюда же, ближе к полудню, отправляются рабочие автобусы на Кураховку, Новогродовку. От «Детского мира» ходят рабочие автобусы на Водянское.
Pabel вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 05.05.2011, 15:45   #8
Сообщений: 56
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию

Родинское Красноармейского горсовета

Старейшим поселением в округе считается село Красный Лиман. Первые хутора в Лиманской (Водяной) и Каракубовой (Орсовской) балке возникли в XVIII в. По преданию, в эти места Екатерина II ссылала неугодных ей, в частности уголовников и душевнобольных. До сих пор Красный Лиман называют «екатерининским селом». По пересказам, в Лиманской (Осиновой) балке (восточнее нынешней шахты «Краснолиманская») каждый день находили трупы.
Как считатет донецкий историк А.П.Черных, слово «лиман» означает не только пресноводный залив, но и может происходить от древне-английского «lee-mine» - провальная воронка метеоритного происхождения, периодически фонтанирующая. Истоки ручья Водяной (Лиманской) балки в недалеко от рынка Родинского, действительно, находятся в углублении, напоминающем продолговатую воронку. В 3 км западнее села, практически на водоразделе, имеется ставок, на старых картах – Лиман, ныне на картах со спутника – низина, топь. В тех местах расположен также ставок Безымянный, представляющий из себя глубокую воронку, питаемую подземными родниками. Возможно, она и метеоритного происхождения, хотя ставок использовался как пруд-осветлитель шахты «Водянской».
По пересказам местных жителей, село Красный Лиман называется в честь озера Красное (Лиман), которое в первом порыве «борьбы с природой» осушили. В первые годы Советской власти здесь, действительно, проводились работы по осушению водоёмов, и даже р.Казённый Торец юго-восточнее села ныне течёт не по своему первоначальному руслу.
На месте и в районе современного Красного Лимана ранее существовало несколько разрозненных хуторов (Лиман, Вольный, Дмитриевский, Весёлая Гора, Мирный, Родина, Весёлый, Мирная Долина, Порукино, Порукин в Осиновой балке, Осиновая Балка, Казённый и пр.), и до конца 30-х гг. ХХв. центр сельсовета находился в Порукино. История Лимана до сих пор является белым пятном в местном краеведении и отечественной историографии, поэтому в пересказах местных жителей правда переплетается с легендой, домыслами.
Изначально Лиманом именовалось поселение в западной части современного села в истоках Водяной балки, где расположен закрытый за последние 10 лет колодец. В 4 км южнее проходил Бахмутский шлях. До 30-х гг. восточнее и юго-восточнее Лимана возникали и исчезали мелкие разрозненные хутора. После, у столбовой дороги появился хутор Порукино, не уступающий по величине Лиману. После войны эти хутора объединили застройкой. Отсюда – и особенности застройки Красного Лимана: имеются два как-бы отдельных села в западной и восточной части, соединённые одной дорогой с редкими строениями.
Тем, кто будет просматривать старые карты данной местности, бросится в глаза одинаковое наименование балок (Водяная) бассейнов Днепра (Водяная – приток Быка, Самары) и Дона (Водяная – приток Осиновой, Казённого Торца, Северского Донца). Возможно, это был своеобразный географический ориентир какого-то пути. Так, в XVIIв. здесь существовала своеобразная погранзона Запорожской Сечи из небольших рвов и рядов частокола. Возможно, по Водяным балкам и проходил один из путей - коммуникаций казаков в «Запорожском пограничьи», а вышеупомянутый колодец – часть этой системы. Возможно, здесь также существовал волок «чаек» запорожцев из одной Водяной в другую. Водяная – приток Быка была не слишком полноводной, но плоскодонная «чайка» в ней могла уйти от преследования турецкой галеры. В XVIIIв. между запорожскими и донскими казаками существовали тайные тропы для взаимной связи. Возможно, здесь была одна из таких троп. Рассуждения о путях вдоль Водяных балок, хоть и основаны на реальных фактах, но требуют дополнительных исследований для уточнения данных.
В 1914г., когда строили железную дорогу Гришино – Доброполье, южнее хутора Лимана оборудовали железнодорожную будку 8 км и переезд (его остатки видны до сих пор), откуда дорога шла к нынешнему сельсовету и северным окраинам Новоэкономического. В 30-е гг. сельсовет находился на окраине Порукино, - там, где он находится и сейчас. Непосредственно перед Великой Отечественной войной хутора были объединены в одно село. Ближайшая мельница находилась несколько южнее – в районе х.Родина близ свх.Молочный (не путать с «лиманской» Родиной). В годы оккупации здесь действовала сельскохозяйственная община «Лиман». В послевоенные времена в Лимане функционровал совхоз «Красноармеец», однако ныне сельскохозяйственная инфраструктура села разрушена. В здании бывшего сельсовета сейчас действуют библиотека, магазин и фельдшерский пункт. Красный Лиман смог сохранить свою самобытность не смотря на близость шахтёрских городов Родинское и Димитров.
Севернее города расположена Сухецкая балка, в которой в начале ХХв. возникли колония Сухецкая и хутор Фёдоровка (Григорьевка). Более подробно следует остановиться на последнем хуторе, поскольку он связан с одним из возможных вариантом «северных железных дорог», примыкающих к ст.Гришино. В 1911г. был предложен вариант подъездного пути от ст.Гришино (Красноармейск) через территорию Новоэкономического рудника к каменноугольным копям в районе Разино (также Григорьевки) и Фёдоровки (Луначарского). Реализацию данного проекта лоббировали промышленники, разрабатывающие недра под современным городом Димиров, а также землевладелец Токкайшвилли. Екатерининская железная дорога предоставила проект Григорьевской подъездной линии протяжённостью 15 вёрст с дальнейшей перспективой её продления до Южных железных дорог. Однако, проект не был утверждён Министерством путей сообщения в связи с недостаточными промышленными запасами угля в данном районе. Правда, уголь севернее и южнее Фёдоровки продолжали добывать до 30-х гг. (на одной из склеек Генштаба значится по 3 ствола по каждую сторону села). Не повезло Фёдоровке также со школой: в 30-60-е гг. ближайшая «ячейка» ликбеза находилась в Суворово (Суворовка, Убежище), а с 50-х гг. начали действовать школы и в Родинском.
По территории современного г.Родинское проходила старая дорога местного значения на Грузскую, Дружковку. В районе Лимана она «ныряла» под железнодорожную развязку, шла через низину, где сейчас ул.Мира, район современной автобусной остановки «Шахтёрская», а затем – восточнее колонии Сухецкая уходила на север. В период коллективизации в конце 20-х – начале 30-х гг. эта дорога исчезает вследствие массовой распашки. Второе тотальное изменение сети дорог происходит после Великой Отечественной войны. Так, главная дорога от Красноармейского на Доброполье до 50-х гг. шла через с.Гришино, а не через Белицкое, не говоря о полевых грунтовках. Первые элементы железнодорожной инфраструктуры современного г.Родинское – разноуровневые развязки в районе Лимана, и будущей станции (дорога из с.Доброполье на х.Порукин в Осиновой балке), железнодорожные будки западнее Сухецкой (13 верста), а также в километре южнее Лимана (№ 8, позднее – будка 8 км) – обе с западной стороны от железной дороги.
Посёлок Родинское начал застраиваться в 1950г. в связи со строительством шахты «Родинская № 2» (вступила в строй в 1954г.), где в 50-х гг. внедрялось скоростное проведение выработок. В 1952г. на месте нынешнего центра г.Родинское был разбит палаточный городок шахтостроителей и геологов треста «Красноармейскшахтострой». С этого года начинает свою работу ст.Родинская – отправляет материалы для нужд строящихся шахт «Родинская» № 2 и «Водянская» № 1, а в 1954г. – отправляет первые угольные маршруты с этих шахт. Первый дом был построен на месте нынешнего 7-го кавртала. К 1953г. были открыты школа, детсад, построены несколько домов и объекты социокультурной сферы. Центр города застраивали болгары, и их дома с высокими потолками и узкими окнами до сих пор контрастируют с остальными постройками города.
В 1954г. началось строительство, а в 1958г. вступила в строй шахта «Краснолиманская», являющаяся сегодня флагманом отечественной угольной промышленности. Своё название получила от Лиманской (Берестовой, Осиновой) балки. В 20-х гг. у этой балки находился хутор Порукин, переселённый к 30-м гг. к балке Водяной. Согласно пересказам, между шахтой «Краснолиманская» и с.Красный Лиман раньше было болото, и сокращать дорогу на работу жителям села было опасно… В 1960г. вступила в строй ЦОФ «Краснолиманская» с проектной мощностью 1,2 млн т в год, которая вследствие реконструкции ЦОФ возрасла до 2 млн. т в год. С 60-х гг. на шахте внедрялись угледобычные комплексы КМ87, КМ87ДГА, а с 90-х гг. - 3МКД90. Сейчас шахта проводит большую работу по
вскрытию и подготовке новых участков угольного месторождения: Гапеевский, Северо-Родинский, а также в границах поля шахты «Торецкая». Проект шахты «Краснолиманская-Глубокая», нового формата работы шахты «Краснолиманская», признан экономически целесообразным и может быть реализован в ближайшее время.
История станции Родинская начинается с 1951г., когда на месте будущей станции появились ответвления от основного пути на строящиеся шахты «Белицкая» и «Родинская» № 2. До конца 50-х гг. на ст.Родинская не останавливались рабочие поезда Красноармейск – Доброполье, ходившие дважды в сутки. Связь с Красноармейском держалась исключительно на редком автобусном сообщении, плюс автобусы Доброполье – Донецк от железнодорожного переезда у въезда в город.
В 1960г. п.Родинское получил статус города. К 1962г. в городе функционировало 11 библиотек, 2 из которых – технические. Открылись Дом культуры, Дворец пионеров и школьников (ныне – законсервирован, в аварийном состоянии), 3 школы, 7 детсадов (ныне работают 4), музыкальная школа, больничный городок, позже – Дом быта (в 1993г. переустроен под Дом молитвы христиан-баптистов), ресторан (сгорел в 70-х гг.). В советские времена в городе действовали также шахтопроходческое управление и стройуправление № 5. Была открыта городская автостанция, от которой отправлялись автобусы на Красноармейск, димитров, Доброполье, Белозёрское. Селидово, Донецк, Мариуполь и т.д. В 1992г. городскую автостанцию закрыли.
В 60-70-е гг. от ст.Родинская шли подъездные пути к шахтам «Родинская», «Краснолиманская», «Белицкая», «Запорожская № 1», «Водянская № 1» и «Водянская № 2». В 60-х гг. эти шахты давали в сумме ок. 8 тыс. тонн угля в сутки. Ныне на последние 3 шахты подъездные пути разобраны, хотя после закрытия шахт «Запорожская № 1» и «Водянская № 2» на их промплощадках длительное время работали филиалы заводов «Топаз» и «Точмаш» г.Донецка.
Ныне в г.Родинское действует 3 детсада, 3 школы, профтехлицей (горная промышленность). В Красном Лимане находится братская могила, в которой похоронены воины, освобождавшие Красноармейск в феврале и сентябре 1943г. В октябре 1941г. район современного Родинского и окрестностей оставили части 15-й и 74-й стрелковых дивизий 12-й армии. В феврале 1943г. в районе Красного Лимана сдерживающие и арьергардные бои вели части 7-й лыжно-стрелковой, 3-й гвардейской мотострелковой и 9-й и 12-й гвардейских танковых бригад подвижной оперативной группы советских войск. В сентябре 1943г. район современного Родинского и окрестностей был окончательно освобождён частями 259-й стрелковой дивизии 3-й гвардейской армии.
От остановки «Шахтёрская» в Родинском регулярно ходят маршрутные такси и автобусы в Красноармейск (№ 25). В советские времена ходил автобус по маршруту № 33 в Димитров, однако с 1994г. его курсирование прекращено. С советских времён остро стоит вопрос связи Красного Лимана с Родинским и Красноармейском. В 2006-2010 гг. (с перерывами) по даннму маршруту ходил микроавтобус, который в данное время упразднён, и возможно – окончательно. Программа «Школьный автобус» для детей Красного Лимана не реализуется, т.к. молодёжи в селе проживает мало. Всё же, в селе имеется библиотека. От остановки автобусов, что на въезде в город, можно уехать до Красноармейска, Селидово, Донецка, Горловки, Удачного, Водянского, Белицкого, Доброполья, Белозёрского, Новодонецкого, Александровки, Лозовой, Краматорска. Славянска. Можно остановить автобусы Красноармейск – Харьков.


Добавлено через 10 минут
Севернее Красноармейска

В районе станции на территории Ровненского сельсовета также находится завод по производству бетона и ЖБИ, открытый в 2007г.
Совхоз «Молочный» (усадьба - в с.Ровное) был образован в 1930г. В Ровном находится сельсовет, детсад, почта, отделение банка, медпункт, 2 клуба, 2 кафе. В 2001г. здесь начал работу участок «Ровненский» ЗАО «Агроресурс» (сейчас – фермерское хозяйство «Агро-Тон»). Ныне от с.Ровное до с.Красный Лиман располагается свиноводческий комплекс «АПК-Инвест», первая очередь которого построена в 2006-2007гг. В 2007г. начато строительство комбикормового завода и мясокомбината данной компании.
По некоторым данным, в балке Грузская (она же – Каракубова, она же – Орсовская – в северной части современного Димитрова и Новоэкономического) рядом со столбовой дорогой из Екатеринослава в Бахмут в XVIII в. располагался хутор козака Ваула. Как факт существования хутора, так и его логическая связь с образованием пгт Новоэкономическое вызывает споры в кругах историков и краеведов. Слобода Новая (Экономическая) основана беглыми крестьянами из Курской губернии в 1775-1779гг. Народное название Новоэкономического – Караково. Одни историки связывают его с фамилией местного помещика, другие – с греческим поселенцем Каракубом, основавшим здесь свой хутор. Возможно, речь идёт о двух различных соединившихся застройкой селениях. В 1906-1911гг. строился Храм Рождества Богородицы – первый храм в округе.
Хутор Запорожский также возник недалеко от ветви знаменитого Бахмутского шляха – от Среднего Днепра к Старобельску и в Область войска Донского через Бахмут. Если рассматривать участок шляха в непосредственной близости к железной дороге, то он шёл из села Гришино в село Новоэкономическое (Караково). На месте пересечения трассы шляха и железной дороги находится закрытый переезд. Долго здесь от старого торгового пути оставалась лишь грунтовка, но за последние 2 года началось строительство объездной дороги от трассы Александровка – Красноармейск – Константинополь в направлении Гришино. Шоссе из Гришино (Красноармейска) в Барвенково шло через с.Гришино, с.Доброполье, однако в районе Запорожского также была грунтовка в северном направлении, однако была проложена она не восточнее (как сейчас), а западнее хутора.
Село Гришино расположено в живописном уголке Донбасса, - в долине р.Гришинка и балках её системы. Расстояние от ведомственной станции Новая – 7 км на запад по вышеуказанной строящейся объездной. С XVIв. данные местности осваивали запорожские казаки. В начале XVIIв. возле северной части современного села в землянке поселился беглый каторжник Григорий Зверев с товарищем. Уже в первый год существования такого «поселения», сюда прибыли завербованные Зверевым и товарищем 30 человек. Последующие полтора века население хутора медленно росло за счёт беглых крепостных, поскольку поселение располагалось на свободной территории. Селились здесь и запорожские казаки.
С 1773г. начинается история старейшей церкви в округе – Храма Покрова Божией Матери. После ликвидации Запорожской Сечи приток переселенцев в Гришино ничуть не уменьшился. Сюда в поисках лучшей жизни двинулись русские, украинцы, поляки, греки, болгары. Екатерина II оставило село свободным от крепостничества, но лучшие земли и природные богатства попали в руки помещиков и немецких колонистов. До 1790г. здесь возникает казённая «однодворная» (т.е. населённая зажиточными крестьянами и казаками) слобода Гришино. К концу XVIIIв. население слободы составляло более 450 человек. Изначально крестьяне были свободны от податей, но с 1818г. с них уже взымали земельный налог.
Поскольку Гришино возникло на пересечении исторических трактов из Екатеринослава в Бахмут и из Москвы в Крым, население занималось чумацким промыслом. Кроме того, процветали земледелие, скотоводство, охота, рыбная ловля, ремесло. Трижды в год в селе проводились ярмарки (с 1860г.), где торговали хлебом, ремесленными изделиями, скотом лошадьми, полотном. Население села стремительно росло: в 1830г. оно превышало 1 тыс., а в 1860г. – 3 тыс. человек. В 1843г. в помещении бывшего винного склада начала работу сельская школа. В 1863г. в селе работали почтовое отделение, училище. В 70-е гг. XIXв. Была открыта земская больница на 10 коек при 1 враче и 2 фельдшерах (в 1914г. присутствовал и акушер).
В 1880г. начато строительство Екатерининской железной дороги, прошедшей по землям гришинских крестьян. Многие из них отправились на новостройку. В 1901г. недалеко от села была основана шахта «Табурная» Западно-Донецкого каменноугольного общества, также «поглотившая» немало крестьянской бедноты. В 1910г. в рамках т.н. «Столыпинской аграрной реформы», приведшей к расслоению местных крестьян, 177 бедняцких семей села обратилось к правительству с просьбой о предоставлении им земель в Сибири. Среди сельчан росли анархо-коммунистические настроения… К началу Первой Мировой войны в гришино насчитывалось 12 тыс. человек населения; работали 2 паровые мельницы.
После Гражданской войны началось восстановление хозяйства, с поправкой на советские реалии. В 1930г. в селе образован первый колхоз. В 1934г. уже работали артели им.Молотова, «Коммунар», «Червоные казаки», Гришинская и Красногришинская МТС. При школе были открыты агрономические курсы, а при ветпункте – зоокурсы. После Великой Отечественной войны, в 1950г. колхозы объединились в сельхозпредприятие «Донбасс», но МТС в то время ещё не были восстановлены. В 1957г. церковь, пережившая атеистическую лихорадку 30-х гг. и войну, закрылась, а в ней оборудовали колхозный склад.
В 1971г. было построено новое здание школы, в которой позднее открыли музей истории села. В 1974г. в сельской больнице закрыли стационар, - осталась лишь медамбулатория. В 1986г. колхоз освободил помещения церкви, однако к тому времени последняя была в полуразрушенном состоянии. В 1989г. начались работы, предшествующие восстановлению церкви и богослужений в ней, однако непосредственно к реставрационным работам смогли подойти в 2001г. В 2003г. церковь вновь приняла прихожан. В 1992г., «на последней волне» действия в селе колхозно-совхозной системы, построен новый детский сад.
Pabel вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 26.09.2011, 13:45   #9
Сообщений: 28
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию

Не нужно город переименовать, у некоторых с этим именем есть свои теплые воспоминания детства. Моветон-с будет.

Ну, история прошедшего века хорошо, конечно, но чем похвалитесь современным. Какие у вас там перепланировки? Может, тот рынок на Шахтерском наконец разогнали?
frasibul вне форума  
Ответить с цитированием
Ответ

РАССКАЖИ О ФОРУМЕ на других сайтах

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.




Создано на vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot. Донецкий форум.