Донецк Форум. Донецкий форум.
   Здесь место есть политике и вздору... Удачи Вам! Я - ваш! Донецкий форум. ;)
 
ДОНЕЦКИЙ ФОРУМ - СПРАВОЧНАЯ ДОНЕЦКА
ИСТОРИЯ КАРТА ПОГОДА ДОНЕЦК ПОД ДНР НОВОСТИ
ПОЕЗДА (ЖД) АВТОБУСЫ ТАКСИ ФОТО ГОСТИНИЦЫ
WI-FI ВЕБ КАМЕРЫ БАЗА 09 ПРОВАЙДЕРЫ ОБЛАСТЬ
КИНОТЕАТРЫ ТЕАТРЫ ФК ШАХТЕР КЛУБЫ КАФЕ
ШКОЛЫ РАБОТА ИНСТИТУТЫ ТАНЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ
БАНКИ АВТОСАЛОНЫ АПТЕКИ БОЛЬНИЦЫ РАЙОНЫ
МЕНЮ РАЗДЕЛОВ
Вернуться   Донецк Форум. Донецкий форум. > ФОРУМЫ ДОНБАССА > Вся Донецкая область > Доброполье


Доброполье Город Доброполье

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 14.08.2010, 05:33   #1
Сообщений: 237
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию История Доброполье

История города Доброполье

Образован в 40-х годах XIX века как хутор Парасковеевка (в 1859 году проживало 44 жителя) помещика Албанского. В 70-80-х годах XIX века в этой местности были обнаружены залежи каменного угля, в конце века помещиком Ениным заложена первая шахта. В 1912 году — Эрастовский рудник, на правом берегу реки Быка — Святогоровский рудник. С 1914 года работает железнодорожная ветка. К 1920 году в Парасковеевке было 47 хозяйств и 270 жителей, ещё 150 жителей в посёлке Святогоровского рудника. Работали небольшая больница, начальная школа.

В 1931 году сдана в эксплуатацию мощная шахта «Гигант» имени Максима Горького (после войны — № 1-2 «Добропольеуголь»), вокруг которой появились 2 благоустроенные посёлка — Техноколонна и Временная Колония. В 1935 году состоялось объединение всех посёлков в село Доброполье. Довоенная продукция угля трестом «Добропольеуголь» — 291,5 тысяч тонн (1939 год), послевоенная — 401 тыс. тонн (1950 год). С 1950 года работает Добропольская ЦОФ (центральная обогатительная фабрика) — перерабатывает 1,2 млн тонн угля, вокруг которой вырос посёлок имени Жданова.

К 1953 году население города (образован город районного подчинения) возросло до 18 000 чел за счёт переселенцев из Винницкой и Житомирской областей. В 1959 году в окрестностях его открыты большие месторождения коксующегося угля. На них построены новые шахты с поселками. С 1963 года Доброполье — город областного подчинения (население 25 000 человек).

В 1969 году сданы в эксплуатацию шахты «Красноармейская» и «Новодонецкая», вторая ЦОФ. В 1970 году трест «Добропольеуголь» ликвидирован, шахты переданы комбинату «Красноармейскуголь» (город Новоэкономическое, сейчас — Димитров). В 1976 году вновь создан трест «Добропольеуголь», включающий в себя 9 шахт, 2 шахтостроительные организации.
Pinguin вне форума  
Ответить с цитированием
Реклама
Старый 28.01.2011, 14:00   #2
Аватар для Мазепа
Сообщений: 755
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию

Да история совпадает...
__________________
http://www.svyatogorovka.info/
Мазепа вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 05.05.2011, 15:18   #3
Сообщений: 56
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию

В первой половине XIX в. северо-восточнее с.Доброполье возник хутор Парасковеевка. В конце XIX в. в соседнем селе Анновке начали кустарную добычу угля, что быстро освоили и местные землевладельцы, открыв к 1900г. здесь кустарную шахту. В 1910г. при содействии бельгийского капитала были заложены Святогоровский (на правом берегу р. Бык, восточнее Святогоровки) и Ерастовский (на левом берегу р. Бык) рудники с посёлками 11-я (Святогоровская) и 10-я (Ерастовская) колонна. В посёлке Святогоровского рудника действовала начальная школа. В 1915г. была построена железная дорога от ст.Гришино с конечной углесборочной станцией рудников – Доброполье (с 1914г. рудники именовали Добропольскими). От конечной станции к рудникам была построена узкоколейка (по современной ул.Первомайская) с конной тягой – прототипом шахтной линии «Большого Доброполья».
После Гражданской войны, в 1922г. к Святогоровскому руднику присоединили Ерастовский, и новосозданный рудник стали называть Красноармейским. Позже название «Красноармейское»
распространилось южнее, закрепившись за узлом железных и шоссейных дорог Гришино – Постышево. В 1925г. на Красноармейском руднике, переименованном в шахту № 17/18 им. РККА, началось техническое перевооружение. К шахте проложили железнодорожный путь нормальной колеи. В 1935г. все посёлки шахты № 17/18 были объединены в посёлок Красноармейский Рудник. В 30-х гг. на ст.Доброполье был построен элеватор (взорван отступающими советскими частями в 1941г.). В 1931г. начато строительство новой шахты № 1/2 «Гигант» (им. Горького), первая очередь которой была сдана перед войной в 1941г., а в 1945г. посёлки шахты «Гигант» были подчинены поссовету Красноармейского рудника. От участка железной дороги Доброполье – Лунная (шахта им.РККА) построили ответвление к шахте «Гигант» с новой станцией (ныне – железнодорожным парком) Экономическая.
Т.о., современный город Доброполье, получивший свой статус города и современное название в 1953г., включает в себя множество посёлков: 10-я и 11-я колонны, Временная колонна, Доброполье, Жданова, Техколонна, Железнодорожный, Марьевка, Новомарьевка, Новопарасковеевка, Екатериновка, Парасковеевка, Васильевский, Преображённый и пр.
До 40-50-х гг. сообщение Доброполья с внешним миром происходило в основном по железной дороге. В 40-50-е гг. отдел снабжения находился в Красноармейском, а материалы и продукты, за отсутствием нормальных автодорог, поступали по железной дороге на промплощадки предприятий, откуда распределялись в магазины. Даже тяжелобольных в п.Новоэкономический рудник (Димитров) и г.Сталино (Донецк) возили по железной дороге. В 60-70-е гг. в железнодорожном сообщении Красноармейск – Доброполье курсировали рабочие поезда. Лишь в 1955г. из Доброполья в Донецк пошёл первый автобус, а в 1960г. была заасфальтирована автодорога на Александровку. В 1947-1961гг. была построена шахтная железная дорога «Большого Доброполья» от ст.Доброполье до ст.Легендарная. Наступила эпоха Большого Доброполья.
В 1947г. начато строительство железной дороги от шахты № 17/18 им.РККА в направлении х.Белозёрка,основанного зажиточными крестянами ещё в 1913г. (ныне – п. Боковое). В 1950г. возник посёлок Белозёрское на месте старого хутора Белозёрский. В 1952г. на месте старого хутора возник посёлок Белицкое, а в 1954г. – Водянское. В 1956г. фундамент первого дома был заложен на месте посёлка Новодонецкое. К 1951г. тресты «Красноармейскшахтострой», «Красноармейскжилстрой», СМУ №№ 2, 5, 8 восстановили жилой и промышленный фонд Доброполья, приступив к застройке посёлков-спутников. В 1959г. возникло Добропольское шахтостроительное управление № 9, закладывавшая наземные и подземные объекты шахт Доброполья, Белозёрского. Полным ходом шло строительство новых шахт и обогатительных фабрик. Старые горнопромышленные предприятия реконструировали.
В 1952г. вступила в строй ЦОФ «Добропольская», строящаяся с 1948г. В 1954г. были построены шахты № 3 «Доброполье» («Белозёрская»), № 1 «Водянская»; продолжалось строительство шахт «Белицкая» и «Пионер». Начали строительство шахт № 1 «Гнилушанская», № 2 «Гнилушанская», № 2 «Водянская» и «Запорожская», вступивших в строй к 1957г. В 1959г. вступила в строй шахта «Белицкая» (долгое время носившая имя XXI Съезда КПСС) и ЦОФ «Октябрьская» близ г. Белицкое. В этом же году мелкие шахты № 1 «Гнилушанская» и № 2 «Гнилушанская» близ г.Белозёрское были присоединены к шахте № 3 «Доброполье». В 1960г. первый уголь дала гидрошахта «Пионер».
В 1962г. на промплощадке шахты № 1 «Водянская» были открыты центральные электромеханические мастерские, перенесённые через 2 года в Доброполье (ныне – ремонтно-механический завод). В 1967г. вступила в строй гидрошахта № 2 «Красноармейская» с групповой обогатительной фабрикой «Красноармейская». В следующем году сдали в эксплуатацию шахту № 1 «Красноармейская» («Новодонецкая»), запуск которой затянулся: по ряду причин гидродобычу угля на предприятии наладить не удалось, и его перевели на «сухой» способ добычи. В 1969г. на шахте № 2 «Водяная» открыли филиал Донецкого завода точного машиностроения. В 1952-1971гг. в Доброполье построен завод железобетонных конструкций.
В 1968г. в Доброполье пошёл первый троллейбус из центра города в посёлок шахты № 17/18. Вскоре открылись ещё 2 троллейбусных маршрута: на ремонтно-механический завод (РМЗ) и на шахту «Добропольская» (бывшую «Гигант»). Однако, годы независимости внесли коррективы и в горэлектротранспорт Доброполья. Один за другим выходили из строя машины. До 2010г. ходил троллейбус от РМЗ до до шахты № 17/18 («Алмазная»), однако в связи с постоянными поломками старой машины его курсирование отменено. С 2009г. троллейбусный маршрут дублируют городские автобусы. В конце 60-х гг. из Доброполья в Донецк дважды в неделю летал аэроплан АН-2 (на 10 мест). Автобусное сообщение развивалось медленно, - настоящий бум на автобусы и маршрутки начался лишь после 1996-1998гг.
К 80-м гг. Доброполье вновь стало громадной стройплощадкой начали строить вторую очередь канала «Днепр – Донбасс» с комплексом в Доброполье. Из Дружковки начали тянуть газопровод. В 1986г. открылся завод железобетонных труб высокого диаметра, уникальный в своём роде в СССР. Готовились к проходке первой очереди шахты «Добропольская-Капитальная»… Все эти проекты оказались неосуществлёнными, законсервированными, закрытыми. Комплекс «Воды канала «Днепр – Донбасс» в Доброполье разрушен, строительство канала приостановлено. Завод железобетонных труб закрыт и разрушен, а подъездные пути к нему (и к заводу ЖБИ) демонтированы. Газопровод до сих пор тянут. Строительство шахты «Добропольская-Капитальная» законсервировали, даже автодорогу из авиаплит от Доброполья и подъездной железнодорожный путь от ст.Мерцалово к стройплощадке демонтировали. Геологоразведочная экспедиция, исследовавшая недра Западного Донбасса (Доброполье, Красноармейск, Павлоград), закрыта.
Автостанция в Доброполье находится в 10-20 минутах ходьбы от железнодорожной станции, и отправляет авторейсы на Белицкое, Красноармейск, Селидово, Донецк, Белозёрское, Новодонецкое, Александровку, Лозовую, Харьков (через Барвенково и через Краматорск), Анновку. Краматорск, Славянск, Дружковку (через Мерцалово), Шевченки. Автобусы на Кирово, Криворожье ходят от магазина «Прогресс», а маршрутки на Шидлово, Каменку – от светофора, что в районе автостанции. В расписании автостанции то появляются, то ичезают автобусы на Константиновку. От железнодорожной до автобусной станции возможен проезд на городском автобусе.
Pabel вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 05.05.2011, 15:54   #4
Сообщений: 56
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию

Совсем рядом с Добропольем...

В XVII в. на месте нынешнего посёлка Святогоровка рядом с пересечением Муравского и Залозного шляхов, существовала сторожа запорожских козаков. Оседлая жизнь в этих краях зарождается с конца XVIII в. В 1794г. на р.Бык возникло село Штепино, с 1860г. называемое Святогоровкой в честь местного землевладельца Святогора Штепы. Есть гипотеза, что второе название село получило из-за того, что было перевалочным пунктом при паломничестве православных в Святогорский Успенский монастырь. Со дня основания в Святогоровке действовала церковь, в которой шли службы на протяжении XIX-XX вв. (с небольшими перерывами) даже в годы Советской власти. В 1905г. в селе была открыта земская больница (сейчас работает фельдшерско-акушерский пункт). В 1904г. в здании магазина открылась церковно-приходская школа; постоянная четырёхлетка открылась в новом здании в 1911г. В 1934г. начальная школа трансформирована в семилетку.
СОЗы в Святогоровке появились в 1929г. До войны здесь появилась мельница. В 1930г. в селе были открыты первые колхозы («Флаг Коммунизма», им.Сталина, им.Шевченко), объединённые в 50-х гг. в передовой колхоз им.Ватутина (4,6 тыс. га сельхозугодий, из них – 3,9 тыс. га пахоты, выращивание зерновых и овощных культур, садоводство, мясо-молочное животноводство, 3 комплексные и 2 тракторные бригады, 5 ферм, мельница, маслоцех, винный цех). В 1947г. в Святогоровке был установлен памятник воинам-освободителям, а в 1965г. – обелиск Вечной Славы. В 1966г. семилетка стала средней школой, а в 1975г. получила новое типовое здание. При школе были открыты мастерские. В советские времена в селе работали кирпичный и шлакоблочный заводы межколхозной строительной организации.
Вблизи Марьевки (юго-восточная часть современной Святогоровки) разрабатывалось месторождение песка для нужд Криворожского завода песчано-цементной черепицы. Были открыты школа, клуб, детсад, АТС, почтовое отделение, обувные мастерские и т.д. Современная Святогоровка включает в себя также бывшие хутора Марьевка, Александровка, Александровский. В 1966г. село получило статус посёлка городского типа. Ныне в селе работают школа, библиотека, с 2010г. восстанавливаются старые колодцы. Имеется могила революционеров, казнённых белогвардейцами в 1917-1919гг.
В 1800г. возникло село Доброе Поле (Водяная), впоследствии называемое Добропольем. В 1824г. в селе был построен Свято-Успенский храм. В 1905г. в селе открыта церковно-приходская школа, а в 1923г. в доме панской экономии открылась начальная школа. В 1926г. создана парторганизация села, а в 1927г. был закрыт Свято-Успенский Храм. С 20-х гг. в селе создаются СОЗы, а затем – колхозы (первой стала артель «Новая жизнь»). С 1935г. село стало райцентром, и до войны здесь построили школу, 2 детсада, клуб со стационарной киноустановкой, библиотеку, фельдшерскую медамбулаторию. Начальная школа стала семилеткой. В селе находились органы управления, партийной структуры, комсомола, районная газета, отдел здравоохранения. В 30-е гг. между Добропольем и Красноподольем построили водокачку.
Тяжёлыми были бои в районе села в январе - феврале 1942г. и в феврале 1943г. Официально, село освобождалось 2 раза, однако в январе 1942г. в районе и на окраинах села шли тяжёлые бои Красной армии с танковой группой противника. Степень разрушений была высокой, и многое пришлось восстанавливать заново. В 1950г. вновь созданные колхозы объединили один колхоз «Правда» (3,5 тыс. га пахоты, в т.ч. 125 га – орошаемой земли, 125 га сада). В 1975г. построено новое помещение школы.
В 1987г. в селе сооружён Мемориал погибшим воинам Красной армии, а в 2000г., - на окраине села, - природный комплекс «У источника» и памятник воинам-афганцам. Памятник советским воинам есть и в Новогришино. В 1990г. в школе действовали: школа, Дом культуры, библиотека, музей, Дом быта, торговый центр, кафе, медамбулатория, профилакторий, детсад (1970г.), музыкальная школа, почта, радиоузел, хлебозавод, цех безалкогольных напитков, районное дорожное ремонтно-строительное управление. В годы независимости закрыт межколхозный профилакторий. Однако, и сейчас село остаётся важным сельхозцентром района; таким количеством предприятий АПК может похвастаться разве что Святогоровка.
В 6 км от ст.Доброполье в красноармейском направлении находится пос.Новый Донбасс, рядом с которым строилась шахта «Красноармейская-Капитальная». В 20-30-х гг. здесь был ряд хуторов: Ивановский №1 (Ново-Павловка), Шаховский №1 (свх. Новый Донбасс), которые после войны объединились в один населённый пункт. В 1943г. открылись начальная школа в х.Чернявского (анновское направления, сейчас ликвидирован), которая в 1950г. перенесена в Новывй Донбасс. В 1946г. в Новом Донбассе был построен детсад. В 1952г. под школу приспособили новопостроенное общежитие, в 1953г. трансформировали её в 7-летку, а в 60-е гг. – в 8-летку. В 2006г. в связи с кризисными явлениями школу закрыли. Посёлок обслуживал остановочный пункт 24 км, будка которого (существовавшая ещё задолго до строительства платформы – с 20-х гг.) разрушена. От остановки у посёлка на трассе можно уехать автобусом до Доброполья, Красноармейска, а также в лозовском, славянском, дружковском и донецком направлениях.
Земли к востоку от современного Доброполья в XIXв. принадлежали помещикам Карпову, Сыщёву и Енину. Село Анновка возникло в первой половине XIX в.; названо в честь местной помещицы Анны Ениной. Рядом возникли сёла Анненская, Екатериновка, Николаевка, Елено-Александровка, Таврическое, х.Быбалкина. В 70-х гг. XIXв. в селе были открыты залежи каменного угля, а в 80-х гг. началась его разработка для нужд семьи Ениных. В 1905г. открыта земская школа. После Гражданской войны к Анновке были присоединены ряд окрестных сёл, в результате чего село приняло современные очертания.
Первые колхозы в селе («Коммунар», «Завет Ильича») были открыты в 1930г. После войны колхозы села были объединены в один – «Завет Ильича» (4,9 тыс. га сельхозугодий, из них – 4,2 тыс. га пахоты, выращивание зерновых культур, овощей, животноводство, 2 производственные бригады, 7 ферм). Планомерно развивались и окрестные сёла, хотя из некоторых из них местные жители к 70-м гг. были выселены. В 30-е гг. открываются школы, в т.ч. на Новомарьевке, в тогдашнем центре сельсовета Кутузовка и на Чернявском (между Кутузовкой и свх.Новый Донбасс, ныне хутор ликвидирован). В Анновке начальная школа в 30-х гг. стала семилеткой. Село было радиофицировано. Западнее села в карьере добывали глину. Тяжёлыми были бои в районе Анновки в октябре 1941, январе-феврале 1942, феврале и сентябре 1943гг.
После войны село постепенно отстраивалось. В 50-х гг. в районе села были разведаны запасы песка и глинистых сланцев. Последнее находилось восточнее Анновки, разрабатывалось Анновским кирпичным заводом Межколхозстроя, но в виду низкого качества материал из карьера шёл на вспомогательные хозпостройки. На западной окраине села местное население, а периодически – стройуправление № 2 треста «Красноармейскшахтострой» добывали для собственных нужд песок. В районе Кутузовки местное население также добывало песок. В 1959г. 8-летняя Анновская школа была перенесена в новое здание, в 1977г. к ней были пристроены спортзал, мастерские, а в 1987г. школа стала средней.
Ныне в Анновке находятся: школа I-III ступеней, Дом культуры, библиотека, детсад, фельдшерско-акушерский пункт, 2 магазина, почтовое отделение, православная церковь. В селе находится братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Освободителям Анновки и местным подпольщикам установлен памятник. В районе Анновки разведаны значительные запасы строительного песка. Из села ходят автобусы до Доброполья, Красноармейска, Белозёрского, Краматорска, Славянска.
Pabel вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 05.05.2011, 15:54   #5
Сообщений: 56
Очки репутации:
Доп. информация
По умолчанию

История некоторых населённых пунктов "Большого Доброполья" и Добропольщины

Железная дорога Гришино – Доброполье и разъезд Мерцалово были открыты в 1915г. Назван разъезд по фамилии местного землевладельца Мерцалова. Изначально разъезд Мерцалово предполагался как железнодорожный узел северного направления, к которому должны были примыкать подъездные пути на Колодезь, а также в лозовском направлении. Строительство железных дорог от ст.Мерцалово в северном направлении начали непосредственно перед Великой Отечественной войной, но смогли достроить связку до ст.Дубово лишь в 1960г. По участку Красноармейск – Доброполье курсировали рабочие поезда: в 50-х гг. на Доброполье они отправлялись в 4 часа ночи и дня, а на Красноармейск – в четверть шестого утра и вечера. В 1962г. от ст.Мерцалово отправился первый поезд до ст.Дубово, а в 1965г. впервые прошёл местный дизель-поезд Иловайск – Лозовая. В 1979г. в первый рейс отправился дизель-поезд Доброполье – Попасная. Местные дизель-поезда ходили до 1993г., а пригородные дизель-поезда до Макеевки – до 1998г. Пригородные
поезда на Красноармейск, Доброполье, Дубово были отменены в 2007г., а хозяйственные – в 2009г.
Село Никаноровка возникло в первой половине XIX в. Местность здесь живописная, и само село расположено в истоках Гектовой балки, между балкой Пугачёва (яр Луки) и Чаплиным оврагом. Изначально называлось Новоалексеевка в честь Алексея Коптева, племянника помещика Мерцалова. Западнее находился х.Дубровка. В 1878г. в селе открыта церковоно-приходская, а в 1890г. – общеобразовательная школа. После Революции 1917г. село переименовали в честь матроса – революционера Никанора Скорика. На заре Советской власти в селе начало работу почтовое отделение. Первый колхоз в селе («Проминь») возник в 1930г. На ст.Мерцалово работала МТС. Ныне в Никаноровке работают: школа (построена в 1973г.), детсад (с 1970г.), Дом культуры. Ранее функционировали: библиотека, Дом учителя, фельдшерско-акушерский пункт, магазин. С 60-х гг. село пользуется водопроводом. В центре села имеется Мемориал погибшим воинам и односельчанам.
К востоку от Никаноровки имеются заповедные урочища «Никаноровский лес» (39 га) и «Гектовая балка» (40 га) с прохладными ставками и огромным количеством пиона-воронца. В районе Мерцалово и Розы Люксембург также имеются леса. Всем лесным хозяйством заведует Красноармейский гослесзоз. Богаты подземные недра близ станции и углём. Севернее находится Добропольский-Капитальный участок, и долгое время ведутся разговоры о ближайшей его отработке. В начале 90-х гг. здесь строилась шахта-гигант, и даже подъездной путь от ст.Мерцалово проложили, однако в 1997г. всё было законсервировано и демонтировано. Проект шахты «Добропольская-Капитальная» признан перспективным, однако к нему пытаются приступить уже в третий раз. И лишь недавно было обнаружено, что исчез проект, а нашли лишь технико-экономическое обоснование строительства шахты. Южнее, в районе села Суворово, расположен Гапеевский участок, отданный в пользование шахте «Краснолиманская», и по-видимому, он вскоре будет разрабатываться.
В 1909г. на месте нынешнего г.Белицкое был основан хутор Дегтярёв (по фамилии одной из крестьянских семей, выкупивших у банка землю под хутор), впоследствии именуемый Белицким (по названию одного из русских сёл, откуда переселилось на хутор много крестьян). Первый колхоз на хуторе образовался в 1930г. Совхоз «Горняк-2» (на территории современного посёлка Водянское с фруктовым садом, занимавшим ок. 15 га земли), образовавшийся в 1921г., имел ряд отделений, в т.ч. на х.Красный Партизан (Дубровский, южная окраина современного Белицкого), между Шевченко и Матяшево. Севернее Белицкого и поворота просёлка на Мерцалово находился загон. В это же время,в Красноярском действовал кирпичный завод.
Залежи каменного угля были открыты в 1929-1933гг., однако решение о строительстве шахты в этих местах было принято лишь в 1949г. В 1950г. на месте современного города начинает застраиваться посёлок шахтостроителей. Шахту и подъездной путь начали строить лишь в 1951г. В 1954г. были открыты школа и ПТУ, в 1957г. начато строительство больницы, а в 1958г. открыт ДК им.Шевченко с шахтной библиотекой. В 1959г. шахта «Белицкая» дала первый уголь; к этому времени начал работу первый детсад. В 1960г. открылись городская библиотека и хлебозавод. В 1961г. начала работать ЦОФ «Октябрьская». Кроме того, работали мелкие шахты «Водянская №1» и «Водянская №2», имевшие подъездные пути, примыкающие к ст.Родинская и впоследствие присоединённые к шахте «Белицкая». На последней работал филиал донецкого завода «Точмаш».
В 60-е гг. в Белицком были открыты 2 новые общеобразовательные школы, музыкальная школа и спорткомплекс. В 70-80-е гг. – 3 детсада, кулинария и интернат для ветеранов ВОВ. Ныне в городе работают 4 школы, детская музыкальная школа, профлицей (пищевой промышленности), 4 детсада, дом-интернат для ветеранов ВОВ, Дом культуры, Центр детского и юношеского творчества, Клуб юных туристов, спорткомплекс. От Белицкого на автобусе можно уехать на автобусе до Красноармейска, Селидово, Донецка, Доброполья, Белозёрского, Новодонецкого, Александровки, Лозовой, Краматорска, Славянска. Если повезёт – ок. 7 часов утра можно остановить автобус Красноармейск – Харьков.
В непосредственной близости к Белицкому находится село Светлое. Заселение земель на территории современного села началось в конце XVIII – начале XIXвв. В 1911г. местные землевладельцы Ларины продали земли на территории нынешнего сельсовета немецким колонистам. После Гражданской войны начинается бурное развитие села, неразрывно связанное с вышеупомянутым совхозом «Горняк-2» (с 1963г. – «Добропольский»). В 1923г. в селе открыта начальная школа, реорганизованная в 1936г. в семилетку с волейбольной площадкой и библиотекой.В 1938г. был построен стадион. Развивалась и сельскохозяйственная инфраструктура: в конце 20-х – начале 30-х гг. в Матяшево образовался колхоз им.Кирова, в Новогришино – «Победа», а в Красноярском – МТС.
После Великой Отечественной войны началось восстановление. Одновременно строились шахты. В начале 50-х гг. рядом с селом начал застраиваться посёлок шахты «Водяная» № 1 (первые здания – общежитие, магазин, дома шахтостроителей). В 1957г. посёлок шахты «Водяная» № 1 получил статус посёлка городского типа и новое название – Водянское. В 1952г. Светловская семилетка стала средней школой, а в 1966г. построено новое двухэтажное здание сельской школы. Филиалы средней школы были открыты в Красноярской и Шевченках, а в самом здании школы позже открылся музей боевой славы. В 60-80-х гг. в районе села были построены детсады (в Светлом, Красноярском, Шевченках), мехкомплекс, фермы, админздание, магазин и т.д.
В 1974г. в Белицком был установлен мемориальный комплекс в честь земляков, погибших в Великой Отечественной войне и освободителей города.
С начала 90-х гг. начала появляться информация, что в районе Белицкого разведаны запасы природного газа, однако глубина залегания требует длительной подготовки и денежных средств для начала промышленной разработки газа. В 2010г. эти слухи повторились в несколько ином виде: мол, газ обнаружен в районе с.Октябрьское и всё делается для начала его промышленной разработки. Однако, данные слухи не лишены доли правды, и на деле могут стать правдой. Дело в том, что угольные пласты и природный газ существуют практически вместе, и возможно, что в районе «газовой» Шебелинки в Харьковской области вскоре также появится уголь. Кроме того, на севере Донецкой области, действительно, имеется участок газового месторождения от района Святогорска до Константиновки, Енакиево. Центральная точка участка находится под территорией Красноторки (Краматорский горсовет). Сейчас ведутся работы, предшествующие газодобыче в районе Красного Лимана, Артёмовска. Также перспективно месторождение сланцевого газа на границе Донецкой и Харьковской областей.
Вот чем, действительно, богаты земли восточнее и северо-восточнее ст.Мерцалово, так это глинами, из которой можно изготавливать всё: от фарфоровой посуды до огнеупорных кирпичей. Долина Казённого Торца усеяна глинянными карьерами, к которым от ст.Мерцалово ведёт автодорога технологического значения через Никаноровку, Маяк. На производственной базе ЗАО «Глины Донбасса» на ст.Мерцалово построен первый в Украине крытый склад для хранения глины вместимостью 100000 тонн. На складе работает современная техника, с помощью которой глина просушивается, измельчается и отгружается строго в соответствии с сортами. 6 пар грузовых поездов от Мерцалово до Красноармейска, заложенных в график Донецкой железной дороги указывают на стратегическое значение данной станции.
У вокзального здания останавливаются автобусы Доброполье – Дружковка (4…6 пар в сутки) через Октябрьское. В Никаноровку эти автобусы уже лет 10 не заходят, объезжая через с.Розы Люксембург. В 1 км от Мерцалово имеется поворот автодороги, от которого 2 км до Никаноровки. На Новоторецкое можно попасть лишь с пересадкой в Октябрьском. В Бойковку – пешком от Новоторецкого по мосту.
С 1957г. Облачный выполнял роль углесборочной станции для передачи грузов на ст.Мерцалово и приёма порожняка с неё, а также «демпфера грузов», движущихся в северном напавлении. С 1962г. выполнял роль трёхпутного разъезда. Историческое название - Разъезд Кутузова № 4. Посёлок станции Облачный ликвидирован в конце 60-х гг. в связи с переселением жителей. В 1962-2007гг. на станции останавливались пригородные поезда в составе 1-3 пассажирских вагона под ЧМЭ3 (от 1 до 6 пар в сутки), а в 1965-1993гг. – местные дизель-поезда Иловайск – Лозовая. В 2006-2007гг. станция закрыта и переведена в разряд остановочных пунктов, а путевое развитие – демонтировано. В 2009г. отменены хозяйственные поезда через Облачный.
Окрестности бывшего разъезда, в частности современное с.Рубежное (Снигаровка), являлись в стародавние времена частью Залозного пути, по которому во времена Руси переправляли соль. Во времена Запорожской Сечи здесь был казацкий волок из р.Бык в р.Грузская, и во время строительства второй очереди канала «Днепр – Донбасс» в районе Золотого Колодезя нашли остатки «чаек» гетмана П.Сагайдачного. Долину и балки системы Казённого Торца запорожцы осваивали в XVII-XVIIIвв. Село Рубежное возникло на месте сторожевой заставы запорожских козаков конца XVII - начала XVIII вв. С 1764г. в этих местах стояли части вновь сформированного Луганского пикинерного полка, прикрывавшего Славяносербию от турецко-татарской экспансии. Южнее, в Харцызской балке в XIXв. возник х.Пастуха. В 30-х гг. в Рубежном открылись детсад и начальная школа, последняя ликвидированная в 70-х гг. ХХв.
Село Нововодяное возникло в первой половине XIXв. Современное название, в честь притока р.Самары - р.Водяной, появилось на заре Советской власти, однако окончательно закрепилось за селом после Великой Отечественной войны. Историческое название – Бушиновка (на некоторых старых картах – Бумыновка), в честь местного помещика. В конце XIXв. в селе велась кустарная добыча угля. На х.Мисюро-Артюхи, в центре нынешнего села, жили зажиточные крестьяне, а на х.Лояновка – бедняки.
В 1919г. в крестьянской хате открывается начальная школа в Нововодяном, в начале 20-х гг. - в Весёлом Поле, а в середине 20-х гг. – в Первомайском. Первые СОЗы в селе появились в конце 20-х гг. ХХв., колхозы «Коммунист», «Бушиновский» - в 1930г., а затем – «Мисюро-Артюхи». В середине 30-х гг. в Ново-Водяной было 44 двора, в Мисюро-Артюхах – 58 дворов. В начале 30-х гг. в Нововодяном была открыта школа в доме бывшего управляющего. Непосредственно перед Великой Отечественной войной школа стала семилетней. Детсад открыли в 1931г. В годы войны школа была разрушена, и в первые послевоенные годы дети снова учились в обычном сельском доме.
В 1950г. все колхозы на территории сельсовета были объединены в колхоз им.Урицкого с более, чем 80 единицами сельхозтехники, 6 тыс. га земель (в основном – зерновые культуры, садоводство) и 6 фермами (мясо-молочное животноводство). Силами колхоза была построена вся социально-бытовая сфера сельсовета и система орошения (запруда в Нововодяном). В 1953г. село (163 двора) электрифицировано. В Первомайском (х.Гнилуша, Фидлерово, Мало-Васильевка) создана зона отдыха. Ныне в селе работают школа I-II ступеней (построена в 1962г., на 100 мест), детсад (40 мест), 3 фельдшерско-акушерских пункта, сельский клуб на 250 мест (построен во второй половине 60-х гг.), почта, магазины. В советские времена функционировали библиотека (9 тыс. книг) и столовая. На территории сельсовета действуют агрофирма «Світанок», СООО «Доброе Поле», «Заря», крестьянские (фермерские) хозяйства «Агродеталь», «Агропроминвестстрой», «Агролига», «Рассвет» (данные за 2007г.).
В центре села находится Братская могила, на которой в 1970г. был установлен обелиск Славы в честь освободителей села и односельчан, погибших в боях Великой Отечественной войны (34 человека). Из Нововодяного – по 2 автобусных рейса до Белозёрского, Белицкого (ч/з Белозёрское), Краматорска, Славянска, однако от остановки у села на автодороге внутриобласного значения Т-0514 Красный Лиман – Доброполье (2,5 км от платформы 52 км) автобусов в добропольском и краматорском направлениях намного больше – более 10 рейсов в сутки в каждую сторону.
В 1962-2009гг. пассажирские перевозки на территории сельсовета осуществляла Донецкая железная дорога. В 1954г. через Нововодяное прошёл подъездной путь к гидрошахтам «Пионер», «Красноармейская» №2. В 1957-1961гг. путь достраивался до ст.Дубово лозовского направления, строились пассажирские платформы. Так, в Нововодяном появилась платформа 52 км. В 1962-2007гг. на участке курсировали пригородные поезда (2 вагона под локомотивом) Красноармейск – Дубово, а в 1965-1993гг. – местный дизель-поезд (4-8 вагонов) Иловайск – Донецк – Лозовая. В 2007г. в связи с недостаточным пассажиропотоком состав пригородного поезда Красноармейск – Дубово был уменьшен до 1 вагона, а поезд переведен в разряд хозяйственных. В 2009г. в связи с тяжёлым финансовым положением хозяйственные поезда отменены. Сейчас по железнодорожному участку, проходящему через село, курсирует 1-2 грузовых поезда в сутки; иногда проследуют локомотивы резервом и путейские дрезины.
Село Благодать (Прибытково) возникло в XIXв. В южной части современного села находился х.Ивановский. Рядом находились х.Крупко, названный в честь местных помещиков, с заводом, выпускавшим добротный кирпич, х.Любицкий и д.Новоалександровка (Зноскова Лощина), "перенесённая" в 20-х гг. на новое место. В начале 20-х гг. в Любицком и Урицком (последнее – Новоалександровка, сросшаяся с х.Беляевский) были открыты начальные школы. В 30-е гг. школа была открыта и в Лидино. Практически все они были укрупнены к 70-м гг.
Первые колхозы в селе и окрестностях возникли в 1930г. (так, в Благодати действовал колхоз им.Ленина, в Урицком – им.Урицкого, а в Любицком – «Любицкий»), которые в 1950г. объединились. Центральная усадьба находилась в соседнем Нововодяном. До 1965г. в селе Благодать находился сельсовет. В 1962-2009гг. из села (от платформы 49 км) курсировали пригородные и хозяйственные поезда до ст.Красноармейск и Дубово, а в 1965-1993гг. – местные дизель-поезда Иловайск – Лозовая. Ныне из села не ходят ни поезда, ни автобусы. Хотя, район перспективный. Севернее села Урицкое на территории Александровского района разведаны запасы кирпичного сырья, промышленная разработка которых признана целесообразной.
В с.Благодать и Урицкое - братские могилы воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. В братской могиле с.Благодать похоронены 152 солдата и офицера Красной армии, погибших в боях за село. В 1990г. произведено перезахоронение останков воинов, погибших в боях за село Урицкое, а в 2003г. – открыт памятник односельчанам (64 человека) и освободителям села, погибшим в Великой Отечественной войне.
Участок железной дороги от Мерцалово - Легендарная обходит с запада большое село Золотой Колодезь, находящееся в 6 км от остановочного пункта Облачный. Золотой Колодезь основан ок.1680г. беглыми крестьянами возле колодца и сторожевого поста запорожских козаков. Рядом проходил Чумацкий шлях, поэтому изначально хутор назывался Чумацкой Криницей. Ещё до появления здесь поселенцев, в данном районе находилась кузня, где можно было перековать коня и произвести ремонт повозки. Согласно легенде, из криницы пробовал воду царь Пётр I, возвращаясь из Азовского похода, и за отличные вкусовые качества бросил в неё золотую монету, за что криницу прозвали Золотым Колодцем. В эпоху казачества, здесь стояла сторожевая вежа, с которой казаки вели дозор за Залозным, Муравским и Солёным шляхами.
Земли в районе Золотого Колодезя изначально принадлежали помещику Грязнову, поэтому хутор назывался Грязновка. В 80-х гг. XVIIIв. местные крестьяне попали в личную зависимость к помещику Лёвшину, который вскоре построил возле колодца своё поместье. Хутор получил новое название – Лёвшино. Возле хутора находился источник, который изначально представлял из себя множество родников по балкам, но самый большой извергал такое количество воды, что на него было невозможно установить сруб. В 1800г. в селе открылась Дмитриевская церковь, а позже – церковно-приходская школа. Западнее села в балках возникли хутора Птичня, Кошара, Ляных. В конце XIXв. открылись земская школа, библиотека и фельдшерский пункт (первый в районе).
Западнее и севернее села, на левом берегу р.Грузская велась кустарная разработка верхних пластов каменного угля, и карьеры числились действующими до Великой Отечественной войны. Однако, при разработке данного участка месторождения на более глубоких горизонтах, в выработки поступало большое количество воды, которую не успевали откачивать. Данный фактор обусловил возникновение проекта Екатерининской железной дороги подъездного пути к селу от ст.Мерцалово, однако данный порыв не был одобрен Министерством путей сообщения, что затормозило социально-экономическое развитие села. Если в 1915г. в селе проживало 1,17 тыс. жителей (в 1911г. здесь было открыто даже отделение банка), то в 1970г. – 950 жителей. В 50-х гг. были проведены геологические исследования участка, и обнаружено 2 подземных озера, одно из которых сейчас служит источником минеральной воды «Золотой Колодезь», а со второго подаётся питьевая вода в Доброполье, Белозёрское. Село стало исключительно сельскохозяйственным.
В 1926г. была открыта медамбулатория, а через год – стационар. Первые колхозы в селе (им.Ильича, «9-е Января», «Красная Армия», «Победа», «Правда») были созданы в 1929-1930гг. Между Золотым Колодцем и Нововодяным находился хутор Ляных, на котором в те времена действовал кирпичный завод. В 1939г. крестьяне из окрестных хуторов переселились в Золотой Колодезь. В районе Рубежного находился песчаный карьер. В начале 50-х гг. их объединили в один большой колхоз им.XXI Съезда КПСС (2,9 тыс. га сельхозугодий, из них – 2,2 тыс. га пахоты; выращивание пшеницы, производство молока, мяса, садоводство, 2 комплексные и 1 тракторная бригада, 4 фермы, маслоцех, гараж, мастерские по ремонту сельхозтехники). В 60-80-е гг. были построены (в частности – восстановлены) Дом культуры с библиотекой, больница, школа с мастерскими, Дом учителя, интернат, детсад (1960г.), дом для музея истории села, АТС, сберкасса и т.д. С 1965г. при сельской школе действовал отряд красных следопытов, занимавшийся краеведением – исследованием истории села в годы Великой Отечественной войны.
Ведётся промышленная добыча минеральной воды, известной под маркой «Золотой Колодезь» (показания – заболевания желудочно-кишечного тракта) далеко за пределами Украины. Вода поступает на завод минводы в Белозёрском по посеребрённым трубам, длина водовода – 17 км (построен в 1953г., модернизинован – в 1972г.). В советское время в районе села велись проектные и строительные работы по сооружению второй очереди канала «Днепр – Донбасс» и газопровода из Дружковки в Доброполье, однако в годы независимости они были заброшены. В 2008г. в селе был открыт историко-культурный комплекс, в который входят восстановленный сруб колодца, навес, беседка с золотым куполом, деревянные скульптуры воина и Берегини, а также каменная четырёхтонная скульптура Петра I. В селе функционируют 2 храма. Из Золотого Колодца можно уехать автобусом в Краматорск, Доброполье – Красноармейск (от остановки у поворота на село на трассе их намного больше) и Дружковку (3 раза в сутки).
Своим названием г.Белозёрское обязан хутору Белозёрка (ныне – п.Боковое), основанному в 1913г. зажиточными крестянами, купившими землю недалеко от большой проезжей дороги из Барвенково в Гришино. На месте нынешнего города существовал х.Белозёрский, к Великой Отечесткенной войне ликвидированный. В 1941г. «Донгипроград» наметил площадку для будущего города на месте ликвидированного хутора. В 1930г. здесь был организован свх.Большевик. Так, в 1,5 км юго-западнее хутора находился скотный двор. Школа находилась в Новоукраинке. В 1929-1932гг. экспедиция «Артёмгеологии» обнаружила залежи каменного угля возле рек Самара, Водяная, Гнилуша, и были пробурены разведскважины. Однако, к промышленной разработке угля дело дошло лишь после войны. В 1945-1947гг. институт «Южгипрошахт» составил проект шахты «Доброполье» № 3 (ныне – «Белозёрская») и г.Белозёрское. В 1947г. началось строительство шахты, города и подъездного пути от ст.Лунная в г.Доброполье. В 1950г. был составлен проект и начато строительство малых шахт «Гнилушанская» № 1 и «Гнилушанская» № 2. Как самостоятельные единицы они существовали недолго, и уже в 1959г. были присоединены к «Белозёрской».
Одновременно с шахтами, тресты «Красноармейскшахтострой» и «Красноармейскжилстрой», стройуправления № 1, № 2 вели строительство городка и аварийных посёлков шахт. Так, аварийный поселок шахты «Белозёрская» строился на месте старого хутора Белозёрка, пострадавшего после боёв в феврале 1943г., и впоследствии получил название Бокового. В 1950г. был построен первый дом на месте будущего города Белозёрское, а в 1951г. появились несколько первых улиц. До 1955г. были открыты детсад, школа, больница, несколько магазинов. В 1956г. Белозёрское получил статус посёлка городского типа, а к 1962г. были открыты Дом культуры, библиотека, две школы и профтехучилище. В 1966г. Белозёрское получил статус города районного подчинения. До 1970г. в городе были открыты детская библиотека, ещё одна школа и спорткомплекс. Ныне в городе работает также Клуб юных техников, парк культуры и отдыха.
В 1949-1959гг. севернее Белозёрского были разведаны значительные запасы коксующихся углей. В 1954г. началось строительство гидрошахт «Добропольская» № 1, «Добропольская» № 2, объединённых позже в гидрошахту «Пионер», а также «Красноармейская» № 1 (ныне – «Новодонецкая») и «Красноармейская» № 2. Первая вступила в строй градообразующая для пгт Новодонецкое гидрошахта «Пионер» - в 1961г., позже, в 1967г., - «Красноармейская» № 2 в комплексе с групповой обогатительной фабрикой «Красноармейская», и лишь в 1968г. – «Новодонецкая». На последней шахте в силу объективных обстоятельств не удалось наладить гидродобычу угля, которая в те времена считалась перспективной технологией, и шахта перешла к «сухому» способу добычи.
Спустя десятиление, гидрошахта «Красноармейская» начала отрабатывать нижние горизонты, и план угледобычи систематически давал сбой по причинам высокого уровня загазированности, большой температуры вмещающих пород и ухудшения проветривания. В 1983г. Министерство угольной промышленности СССР утвердило проект «Донгипрошахта» по реконструкции гидрошахты. Согласно проекту, предполагалось вскрытие новых пластов свиты «Алмазеой», двумя вертикальными стволами, перевод гидрошахты на «сухую» технологию угледобычи, осуществление полной конвейеризации внутришахтного транспорта и заменить эрлифтный подъём на скиповый. Предполагалась также реконструкция комплекса поверхности шахты. Приступить к осуществлению данного проекта довелось уже в эпоху независимости. Проект реконструкции был скорректирован в начале 1996г. в сторону отказа от проведения двух стволов. Руководство шахты получило деньги на реконструкцию.
В апреле 1996г. был остановлен эрлифтный гидроподъем с перспективой оборудования на главном стволе скипового подъёма. На время реконструкции функции главного подъёма должен был выполнять углесосный гидроподъём по скважине, через которую ранее подвавлась вода для угледобычи. Из-за высокой зольности добываемого угля, временный гидроподъём стал интенсивно изнашиваться. Из-за большой задолженности шахты по зарплате, за энергоносители и пр., последняя не смогла освоить полученные средства по назначению, и через 3 года оказалась полным банкротом. В мае 1999г. в связи с высокими эксплуатационными затратами на гидровыемку угля, малой производительностью и высокой кредиторской задолженностью по шахте, началось закрытие последней. Примечательно, что в приказе Министерства угольной промышленности Украины о закрытии шахты «Красноармейская» указывалось, что дальнейшая работа предприятия возможна при вливании денежных средств, которых в бюджете страны не было.
Групповая обогатительная фабрика «Красноармейская», согласно планам 1996г., должна была существовать как отдельная производственная единица в составе ГП «Добропольеуголь». Однако, после прекращения угледобычи на гидрошахте и передачи её на баланс компании «Укруглереструктуризация», фабрика практически прекратила работу. Списочный штат работников шахты был урезан наполовину (на последующих этапах также проходили увольнения), а фабрики – на две трети, большинство сотрудников были отправлены в неоплачиваемые отпуска. На шахте был создан центр социальной адаптации, занимающийся юридическими консультациями и поиском рабочих мест для уволенных сотрудников угольных предприятий, но существенно повлиять на ход дел он не мог. Армия безработных, которая не смогла устроиться на соседние шахты, испытывающие подобные проблемы, не могла прокормиться иначе, как воровством.
В марте 1999г. обогатительной фабрикой «Красноармейская» заинтересовалось весьма сомнительное общество «Техуглеэнерго», арендовав фабрику. Однако, в силу необъяснимых причин предприятие-банкрот не было исключено из реестра Фонда госимущества, и в результате новые хозяева не платили за аренду. В январе 2000г. договор аренды был расторгнут, но после этого горе-арендаторы исчезли. Ситуацию усугубляла массовая «охота за металлом», - местные жители от безысходности постепенно разбирало металлоконструкции фабрики. Возле шахты было оборудовано 3 точки приёма металлолома. За год такого хозяйствования были частично демонтированы вагоны на территории фабрики, подъездные пути и… 27 км трубопровода диаметром 630 мм. В 2001-2002гг. был окончательно разобраны участки пути между шахтами «Белозёрская», «Новодонецкая» и «Пионер», а также путевое развитие сборной станции и погрузочных устройств гидрошахты и обогатительной фабрики.
В последние годы не утихают скандалы вокруг проседания почвы на территории г.Белозёрское вследствие подработки угольных пластов под городом. До 70-х гг. план горных работ шахты «Белозёрская» не был согласован с планом градостроительства, вследствие чего велась интенсивная отработка пластов, которые должны были находиться в охранной зоне. В результате, почва над отработанными пластами вместе с объектами жилфонда и инфраструктуры города просела на 2,7…2,8 м. В стенах домов появились трещины толщиной до 5…10 см. С проседанием почвы многие канализационные трубы приобрели отрицательный уклон, и возникла проблема подтопления.
С 2010г. арендаторами шахты «Белозёрская» поставлен вопрос о подработке города 5-й южной лавой, в результате которой грунт может просесть ещё на 1,7 м. В зону подработки попадало 45 жилых домов. После того, как мэр отказался подписывать схему подработки, с новой силой разгорелся конфликт местной власти, которую поддержали горожане, и «Добропольеугля» с арендаторами шахты, тянущийся с 2008г. В целом, после подработки всех пластов под городом, почва может просесть до 8 м.
По данным историков и археологов Б.А.Рыбакова и С.А.Плетнёвой, р.Водяная, протекающая в районе о.п. 52 км, - и есть легендарная Каяла, где произошла известная битва князя Игоря с половцами в 1185г. Место битвы учёные локализировали севернее современного Нововодяного. В своих исследованиях Б.А.Рыбаков и С.А.Плетнёва опровергали классическую гипотезу, в которой утверждалось, что битва Игоря с половцами в 1185г. состоялась в бассейне р.Северский Донец. Б.А.Рыбаков отвергает также связь со сражением названий рек в бассейне Дона, Северского Донца, Азовского моря, созвучных с Каялой. Так, академик обращает внимание, что Ярославна, оплакивая пленение мужа, обращается не к Дону, а к Днепру. Рассматривая два «днепровских» варианта – «северный» («орельский», отстаиваемый В.Г.Фёдоровым) и «южный» («самарский», отстаиваемый А.В.Лонгиновым), Б.А.Рыбаков остановился на последнем. «Орельский» вариант был отброшен из-за того, что в данном случае Игорь вышел бы из Чернигово-Северских земель, прошёлся бы по краю Земли Половецкой, и вошёл бы в Переяславское княжество, не выходя вглубь вражеской территории.
Однако, вариант А.В.Лонгинова был принят лишь частично. Изначально отождествлялась р.Сюурлий – один из ориентиров битвы в Слове – с притоком Самары, а Каяла – на которой произошла генеральная битва – с Сухими или Мокрыми Ялами, притоком Волчьей. Б.А.Рыбаков провёл масштабные комплексные исследования Слова, связанных с ним летописей, произвёл военно-технические расчёты, археологические исследования, а также изучение предполагаемого места битвы на карте и на местности. В основу методики локализации места битвы легли следующие положения:
- поле битвы пролегло на расстоянии полутора переходов (ночь и полдня) от р.Салница, которая локализовалась как пересохший ныне приток Северского Донца, впадающий в последний в районе современного Изюма;
- первая стычка с половцами произошла за Сюурлием, заболоченной речкой, на «противоположном» берегу, и русичи гнались за половецкими «вежами» от полудня до ночи. С.А.Плетнёва предполагает, что это были «лже-вежи», которые лишь отвлекали на себя внимание русичей;
- ночёвка русичей произошла «за шеломянем», который отождествлялся с некоторым водораздельным хребтом между бассейнами рек.
Принимая за исходный вариант «изюмской Салницы», Б.А.Рыбаков очертил на карте дугу окружности, радиус которой равен полутора переходам, и нашёл водораздел между бассейнами рек Самара и Северский Донец, - т.н. «днепрово-донской шеломянь». Принимая за путь русичей в полутора переходах, который находится в пределах 40-80 км, Б.А.Рыбаков очертил две дуги: «малую», 40-километровую, которая приходилась на бассейн р.Сухой Торец, и «большую», 80-километровую, которая приходилась на бассейн рек Орель, Самара и её притока Быка. Если местность по «малой дуге» представляет из себя ровную степь без оврагов и перелесков, то по «большой дуге» местность овражистая, изрезанная реками и балками, которая напоминает местность, описываемую в Слове. Следовательно, дальнейшие исследования были связаны с данной местностью. Орельский вариант был признан нереальным из соображений, указанных выше.
Кроме того, бассейн р.Самара был намного ближе к известным кочевьям хана Кончака в бассейне Казённого Торца. Здесь, по водоразделу Днепра и Дона, был найден Сюурлий, одно из значений названия которого в тюркском языке передаётся как «много быков». Поэтому, было обращено внимание на «много Быков» в бассейнах Самары и Торца: р.Бык – приток р.Самара, р.Бычёк – приток р.Бык, р.Бычёк – приток Сухого Торца, р.Бычёк – приток Казённого Торца и, немного в стороне, - р.Бычёк – приток Кривого Торца. Итак, Б.А.Рыбаков полагал, что Сюурлий – это р.Самара, берега которой ранее были заболоченными, а Каяла находится в междуречье Самары и Быка. Учитывалось предположение, что Игорь шёл в степь не с целью отогнать половцев как можно дальше, а с целью их ограбить (возможно, чтобы быстрее жениться на Кончаковне). Дополнительным ориентиром было озеро, возле которого Игорь видел, как бьётся его брат Всеволод, а также каменистые берега Каялы.
Выбор остановился на р.Водяная, - притоке р.Самара, которая, действительно, находится между Самарой и Быком. Низменные берега Самары и Быка – заболочены, и вполне отвечают описанным в Слове местам, где погибло много русичей, спасаясь от половцев бегством. Приток Самары Гнилуша, протекающая также между Самарой и Быком, также входит в поле предполагаемого места битвы. Здесь, в верховьях реки, по мнению С.А.Плетнёвой, располагались «лже-вежи». Белое озеро, которое расположено между Быком, Гнилушей и Водяной, Самарой, по мнению Б.А.Рыбакова, - это и есть то озеро, где Игорь видел Всеволода. А в 10 км от озера, в районе современного Нововодяного, есть балка Скелеватая, в переводе на русский язык – Каменистая – или Каяла.
Если верить данной гипотезе, то место битвы русичей с половцами было наиболее неблагоприятным для русичей. Система балок и озёр, болотистые берега Самары – с севера и востока, Быка – с юга, грязной Гнилуши с солёной водой – с запада. Кончак смог навязать своему будущему зятю Игорю место битвы, наиболее выгодное для хозяев степи. Хотя, и для половцев эта местность была гиблой: здесь не было даже половецких каменных баб, которые встречаются в немалых количествах на других территориях украинских степей. Заманив Игоря и иже с ним «лже-вежами», где русичи захватили богатые трофеи, но где не было ни скота (атрибута стоянок кочевников), ни охраны, половцы усыпили бдительность русичей, предоставив им возможность ночевать в степи с пересечённой местностью. А на следующее утро русичи и поплатились за свою дерзость и недальновидность.
Станция Легендарная, являвшаяся в 60-70-е гг. «воротами Александровского района», находится в непосредственной близости к посёлку Новодонецкое. Посёлок Красноармейской группы гидрошахт, ныне – Новодонецкое, образован в 1956г. в связи со строительством гидрошахты «Пионер», которая в комплексе с обогатительной установкой дала первый уголь в 1961г. В 1956г. начато строительство шахтного посёлка и автодорог к шахтам и Доброполью. В первую очередь, построили здание барачного типа (снесены до 1996г.), клуб «Шахтёр», школа-интернат, книжный магазин и мост на южном выезде из посёлка.
В 1964г. автодорога через посёлок и станцию была заасфальтирована. В 60-х гг. в Новодонецкой школе-интернате действовал экспедиционный отряд «В глубину столетий», занимавшийся краеведением, и собравший, в частности, богатый материал по истории строительства гидрошахт. Ныне в Новодонецком действуют 2 школы, 3 детсада, Дом культуры, библиотека, спорткомплекс, больница, отделение связи и сбербанка. В советские времена в посёлке действовала мебельная фабрика, ресторан и 3 библиотеки. Ныне назрела необходимость очистки р.Водяная в районе Новодонецкого, Иверского.
В 90-х гг. шахта «Пионер» чудом смогла провести реконструкцию. После распада СССР оказалось, что оборудование для гидровыемки угля производится за рубежом. Всё это происходило на фоне систематических сбоев в государственном финансировании угледобычи, огромной задолженности по зарплате и энергоносители. Шахту могла постигнуть печальная участь соседки – гидрошахты «Красноармейская». От закрытия шахту «Пионер» спасло то, что к 1999г. на ней смогли подготовить лаву-полуторатысячницу пласта m3. В 1999г. шахта «Пионер» перешла на традиционный – «сухой» способ добычи угля. Новую лаву оборудовали комплексом 3МКД90.
На ст.Легендарная находятся перегрузочные комплексы длинномеров и навалочных грузов, пункт техосмотра и элеватор, рассчитанный на отгрузку более 2 тыс. тонн зерновых в сутки (20-25 вагонов-зерновозов). Размер бункерных емкостей – наибольший в Украине и третий по величине в Европе (150 тыс. т). Ныне элеватор работает не более чем на треть проектной мощности, обеспечивая отправку шести вагонов-зерновозов и с десяток автомашин в сутки. Автостанция в Новодонецком находится у южного выезда из посёлка (ст. Легендарная – у северного выезда, отсюда до автостанции – ок.2 км через посёлок пешком), отправляет автобусы на Александровку, Лозовую, Белозёрское, Доброполье, Красноармейск, Донецк, Краматорск, Знаменовку.


Последний раз редактировалось в 16:00. Причина: Неправильная расстановка абзацев, дополнение материала
Pabel вне форума  
Ответить с цитированием
Ответ

РАССКАЖИ О ФОРУМЕ на других сайтах

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Похожие темы
Тема Автор
Герб
Герб города Доброполье
Pinguin
Достопримечательности города Доброполье
Достопримечательности города Доброполье - Дворец культуры имени Октябрьской Революции (ул. Фестивальная) - Дворец спорта (ул. Комсомольская) ...
Pinguin
Погода в городе Доброполье
Погода в городе Доброполье С прогнозом погоды на ближайшие сутки можно ознакомится по следующим ссылкам: - http://weather.in.ua/doneckaja/6979...
Pinguin
Аптеки в городе Доброполье
Аптеки в городе Доброполье - Аптека Донецкая область, Доброполье, ул. Фрунзе, 28 тел. - 2-39-47
Pinguin
Флаг
Флаг города Доброполье
Pinguin



Создано на vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot. Донецкий форум.