Донецк Форум. Донецкий форум.
   Здесь место есть политике и вздору... Удачи Вам! Я - ваш! Донецкий форум. ;)
 
ДОНЕЦКИЙ ФОРУМ - СПРАВОЧНАЯ ДОНЕЦКА
ИСТОРИЯ КАРТА ПОГОДА ДОНЕЦК ПОД ДНР НОВОСТИ
ПОЕЗДА (ЖД) АВТОБУСЫ ТАКСИ ФОТО ГОСТИНИЦЫ
WI-FI ВЕБ КАМЕРЫ БАЗА 09 ПРОВАЙДЕРЫ ОБЛАСТЬ
КИНОТЕАТРЫ ТЕАТРЫ ФК ШАХТЕР КЛУБЫ КАФЕ
ШКОЛЫ РАБОТА ИНСТИТУТЫ ТАНЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ
БАНКИ АВТОСАЛОНЫ АПТЕКИ БОЛЬНИЦЫ РАЙОНЫ
МЕНЮ РАЗДЕЛОВ
Вернуться   Донецк Форум. Донецкий форум. > ДОНЕЦК > Справочная Донецка > История Донецка


История Донецка История города Донецка (история Донбасса)

Ответ
Like Tree70Полезно

 
Опции темы Рейтинг: Рейтинг темы: голосов - 4, средняя оценка - 4.00. (4.00 из 5.00) голосов - 4 Опции просмотра
Старый 18.12.2013, 00:31   #61
Сообщений: 9,219
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Двигатель торговли: реклама 50-х

http://www.donjetsk.com/retro/2231-d...lama-50-h.html









Полезно: 2
ДД вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 2 (показать список)
Ответить с цитированием
Реклама
Старый 20.12.2013, 05:26   #62
Сообщений: 9,219
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Донецкий троллейбус

http://infodon.org.ua/stalino/doneck...vse-nachinalos



Тысячи жителей города Сталино, спешившие в канун нового года на карнавалы и вечера, были свидетелями замечательного зрелища. По заснеженному асфальту двигалась огромная машина, бросая яркий свет из своих больших окон.

Прекрасный новогодний подарок получили трудящиеся нашего города. Совсем недавно – незаметно вступила в строй автоматическая телефонная станция. Сегодня начинается эксплуатация троллейбуса. Сегодня первый троллейбус повезет первых пассажиров по линии: завод имени Сталина – Студгородок, протяжением в 3 с половиной километра. Еще один прекрасный вклад в благоустройство города Сталино, еще один показатель роста культуры.

Первый пробный рейс. Пассажиры садятся на мягкие удобные кожаные кресла. Короткий звонок в кабину водителя, отделенного от пассажиров стеклянной перегородкой. Мягко, без шума, без толчков троллейбус трогается с места и с поразительной легкостью набирает скорость.

В зеркальных окнах машины мелькают новые дома, магазины, громада Индустриального института, кинотеатр им. Шевченко. У студенческих общежитий троллейбус делает поворот и отправляется в обратный путь.

В первые дни на линии будут курсировать две машины. Каждая машина вмещает 44 человека. 34 места в машине рассчитаны для сидения.

В троллейбусе – электрическое отопление. Он может развивать скорость от 55 до 60 километров в час. Машины будут курсировать на линии с 7 часов утра до 12 часов ночи. Стоимость проезда 30 копеек. По маршруту троллейбуса имеется 7 остановок: завод им. Сталина, проспект им. Павших коммунаров, Институтский проспект, Комсомольский проспект, кинотеатр им. Шевченко, Трамвайный городок. Последняя остановка – студенческие общежития.

Троллейбус пущен! Пожелаем же работникам нового вида городского транспорта обслуживать пассажиров также четко и хорошо, как на Московском метрополитене.

Именно так описывали это событие, которое произошло 31 декабря 1939 года, местные газеты.
Полезно: 3
ДД вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 20.12.2013, 18:05   #63
Сообщений: 748
IP: Донбасс
Доп. информация
По умолчанию

Донецк на оси столиц.
Донецк расположен на 37 меридиане , который иногда называют осью столиц? Он проходит через Москву – столицу России, Дамаск – столицу Сирии, Аддис-Абебу – столицу Эфиопии, Найроби – столицу Кении, ну и конечно через Донецк - столицу Донбасса! В последнее время Донецк называют ещё и спортивной столицей.
Полезно: 1
__________________
www.shukach.com
granit вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 2 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 20.12.2013, 20:29   #64
Сообщений: 9,219
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от granit Посмотреть сообщение
Донецк расположен на 37 меридиане
Не помню, было ли уже на ДФ. Если повторяюсь, то извиняюсь.

48-я параллель

http://www.donjetsk.com/enciklopedia...-parallel.html

Донецк – единственный город в мире, стоящий точно на 48-й параллели северной широты (без отклонения даже не долю градуса).

Если бы автор этих строк имел возможности лорда Гленарвана, он обязательно совершил бы кругосветное путешествие по 48-й параллели. И убедился бы на личном опыте, что кое-какие вещи Донецку были предначертаны по самому месту расположения. Впрочем, кое в чем автор этих строк таки в свое время убедился.

Степь: Малые Дербеты

Выходя из пределов Донецкой области, 48-я параллель углубляется в широты Ростовской области, а затем ныряет в калмыцкую сушь. Единственный населенный пункт, который встречается на этих просторах – поселок Малые Дербеты (Калмыцкая АССР, Российская Федерация). Волею судеб, автор этих строк вместе со своей будущей женой (которая тогда еще не подозревала о своей судьбе) попал в М.Дербеты в составе студенческого отряда факультета романо-германской филологии Донецкого госуниверситета. Летом 1981 года Дербеты представляли собой то, что, скорее всего, являют и теперь: забытую Сиддхартхой деревню, по улицам которой гуляют пыльные смерчи и тощие собаки. Желтая вода в колодцах, тоскливые аборигены на перекрестках и Кирсан Илюмжинов в качестве знаменитого уроженца, которого дербетцы предъявляли приезжим как доказательство своей интеллектуальной состоятельности. Примерно так дончане показывают памятник Бубке как свидетельство своей физической крутизны. Автор этих строк тогда еще не мог и предвидеть, насколько Донецк похож на малые Дербеты. Да что там: Бубка тогда еще и чемпионом мира не был…



Революционная слава: Улан-Батор

Покидая Калмыкию, 48-я параллель пересекает безводные просторы Казахстана, проходит чуть севернее Байконура, внедряется в непонятные горно-пустынные дебри Китая и, в конце концов, оказывается в монгольских улусах, где почти соприкасается с местной столицей Улан-Батором. В переводе с монгольского, как известно, «Улан-Батор» означает «Красный Богатырь». Не увидеть тут перекличку с большевистским прошлым Донецка и лично с товарищем Артемом может только слепой. Посмотрите на эту панораму монгольской столицы. Разве не напоминает она кое-что из реалий Пролетарского района нашего города?



Зелень: Национальный Олимпийский парк Канады

Уйдя из сомнительной Монголии, 48-я параллель немного гуляет по Маньчжурии, Приморью, Сахалину, цепляет Курилы и погружается в бескрайние просторы Тихого океана. Соприкасаясь с Америкой в районе Сиэтла (чуть севернее этого города, в котором живет как минимум три бывших дончанина – художник Владимир Кочетов, его жена Виктория и их дочь Настя), параллель встречает природные дебри Нового Света. На ее пути встает Национальный Олимпийский парк Канады, расположенный близ Ванкувера. Если верить Гуглу (а можем ли мы не верить святыням?), это огромный кусок природы, чудом сохранившийся и тщательно оберегаемый. Немного напоминает парк Щербакова, вы не находите?



Поселок Бальфур: surprise!

В Америке на каждом шагу натыкаешься на звучную топонимику. Например, в окрестностях Национального Олимпийского парка, но уже на территории США, в пределах 48-й параллели мы можем узреть город Милан. Как вы понимаете, совсем не тот, где сейчас квартирует А.Шевченко. В Штатах этих Миланов –не менее шести (а Донецков, при этом – ни одного, вот подлость!). Но самое интересное подстерегает нас чуть восточнее. Уже на территории штата Северная Дакота (округ МакГенри) 48-я параллель касается поселения под названием… Бальфур! Вот это – настоящая историческая сенсация! Ведь всем правоверным юзовцам отлично известно, что среди владельцев «Новороссийского общества», основавшего Юзовку, числились два представителя шотландского семейства лордов Бальфуров! Если кто-то еще сомневался в том, что в истории ничего не происходит случайно – вот вам окончательное доказательство.



Ньюфаундленд: переосмысленная история

Бредя по территории Штатов, 48-я параллель форсирует несметное количество мелких озер, пока, наконец, не натыкается на одно из озер Великих: на Верхнее. Далее на ее пути – канадская провинция Квебек. Кучка индейских названий типа Вемотачи или Кискиссинк - и остров Ньюфаундленд. В переводе с английского, его название можно понимать как «Вновь найденный». Разве это не характеризует наилучшим образом историю нашего города? Разве мы не пытаемся вот уже 20 лет по-новому осознать самих себя: кто – посредством запорожских казаков, кто – посредством самоотверженных социал-демократов? Донецк – это такой, я вам скажу, Ньюфаундленд, что мама не горюй!



Орлеан: амазонская реинкарнация

Покинув Ньюфаундленд, 48-я параллель долго плещется в водах Атлантического океана и, в итоге, выныривает на французском берегу. Первый крупный город, который ей встречается – Орлеан. Знаменитый город. Город, в котором прогремела слава Жанны д'Арк. Разве можно не уловить и тут донецких параллелей? Разве не в наших краях оперировали доисторические амазонки? Разве не дикая степь стала колыбелью современного феминизма? Разве не у нас были даны первые примеры героической женской жертвенности во имя родины? Разве не у нас, в конце концов, были продолжены эти примеры посредством Паши Ангелиной и Лилии Подкопаевой? 48-я параллель соединяет Орлеанскую девственницу с Донецком так же прочно, как Остапа Бендера и Кису Воробьянинова – сокровища мадам Петуховой…



Коларово: сарматский след

Побродив между французских деревень, 48-я параллель оказывается в Германии, натыкается на городок Бад-Вальдерзее (звучное название которого оказывается обманкой – ничего эксклюзивного в его прошлом не обнаружилось), следует дальше в Чехию и Словакию, где проходит рядом с Коларово. Этот словацкий городок имеет удивительную судьбу. Ранее на этом месте существовало поселение Мала Гута. Потом монголо-татары его разрушили. Венгерский король, владевший Словакией, заселил на пепелище язигов с Тисы. Знаете, кто такие эти язиги? Те самые сарматы, которые в начале прошлого тысячелетия обитали на территории Донецкой области! До сих пор у населения Коларово наблюдаются наши, донецкие обычаи…



Балта: котел народов

На дальнейшем пути 48-й параллели встречается венгерский город Ньиредьхаза (где, как и в Донецке, регулярно проводятся музыкальные фестивали), пересекает границу Румынии, Молдавии и, наконец, Украины, чтобы в пределах Одесской области соединиться с Балтой. Это удивительный город. Тут кого только нет – русские, украинцы, молдаване. Здесь – самая мощная в Украине еврейская община. Не боясь прослыть мастером преувеличений, скажу: Балта – это маленькая модель Донецка. Только робкая, несмелая. То, что братья наши меньшие вяло пытаются смоделировать в своих региональных пределах, Донецк воплощает размашисто, грубо, зримо. Наш котел народов – это такая плавильня, что, натурально таки, мама не горюй!



Финиш

Покинув Одесскую область, 48-я параллель через Николаевщину и Запорожщину достигает, наконец, родных пределов. Чуть севернее Великоновоселковки, чуть южнее Карловки – и вот он, Донецк! Лорд Гленарван был бы нами доволен, без вопросов!


Последний раз редактировалось в 21:47.
ДД вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 2 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 26.12.2013, 15:38   #65
Аватар для Пресветлый Гесер
Сообщений: 251
IP: Донбасс
Доп. информация
По умолчанию

Удалось найти фотографии, как раньше в Донецке отмечали Новый Год)
Ёлка, как символ Нового Года, появилась у нас благодаря Петру I. По царскому указу от 20 декабря 1699 года было велено отмечать день «новолетия» 1 января и украшать улицы и жилища хвоей. Уже позднее елка стала рождественским символом, которым она и была вплоть до начала 1920-х, когда Рождество перестали праздновать. Вместе с православным праздником ушла и елка. Но, не на долго. 28 декабря 1935 года товарищ П. П. Постышев со страниц газеты «Правда» обратился к трудящимся молодой страны:
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею."
И это обращение получило просто молниеносный отклик. Страна уже новый 1936 год отмечала с ёлками.Естественно, установили новогоднее дерево и у нас. Сегодня в Донецке главная елка стоит на площади Ленина, вдоль которой, кстати, проходит улица того самого П.П. Постышева, что довольно символично)) А раньше лесную красавицу ставили только у оперного театра, там же был и новогодний базар. Фото 1953 года:



Полезно: 1
__________________
Думать надо головой, любить-сердцем, чуять — жопой, и самое главное — ничего не перепутать
Пресветлый Гесер вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 4 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 07.01.2014, 18:04   #66
Аватар для Nerto
Сообщений: 1,711
IP:
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
1645. Валки при р. Мже и Торучике, известные как Можевский острог (см. 1642 г.), названы потому, что поселенцы насыпали земляныя валы, устраивая укрепление. (Пас. 102).
Город Тор, впоследствии Славянск, основан около этого времени. Он был хорошо укреплен, обнесен стеною, полисадами и бастионами, с 40 пушками. Озеро Червленое расположено было в самой крепости, где был и замок, служивший арсеналом. (Труды 1872 г. 137).
Nerto вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 2 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 29.01.2014, 22:27   #67
Аватар для Kamper
Сообщений: 9,698
IP:
Адрес: Южэлектросетьстрой
Доп. информация
По умолчанию Стол заказов гастронома "Москва"

«Жители города Сталино (Донбасс) широко пользуются услугами стола заказов ”Гастронома № 1“. Нередко из самых отдаленных районов приходят письма с просьбой доставить подарочный набор родным и близким в определенный день. На снимке: продавщица комсомолка Александра Борзенко подготавливает продукты по нарядам стола заказов».


©«Огонёк», 1953г.
Полезно: 1
__________________
селекция русского народа... когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков породит новые поколения себе подобных. ©"Воспоминания о войне"

То, что большевизм сделал против человечности - грех перед Богом, преступление, которое невозможно понять. ©Отто Диссенрот
Kamper вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 30.01.2014, 21:02   #68
Сообщений: 9,219
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Kamper Посмотреть сообщение
«Жители города Сталино (Донбасс) широко пользуются услугами стола заказов ”Гастронома № 1“.
Ха! А я помню. Этот стол заказов и в семидесятые существовал.
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 05.02.2014, 00:42   #69
Сообщений: 9,219
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Население будущего Кировского района до 1930-го года:



http://photo.qip.ru/users/olegik78/9...#mainImageLink
http://www.donjetsk.com/retro/2326-k...-1896-god.html
Полезно: 4+
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 12.02.2014, 14:53   #70
Сообщений: 9,219
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Вышла «Донецкая открытка» №3 к 200-летию Джона Юза

Алексей Федько

http://infodon.org.ua/donetsk/vyshla...iyu-dzhona-uza

2014 год для Донецка — это прежде всего год 200-летия со дня рождения основателя металлургического завода Джона Юза. Специально к этой дате Инфодон выпустил очередную открытки серии «Донецкие открытки».

Джон Юз — учредитель Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель металлургического завода (ДМЗ), вокруг которого образовался рабочий поселок — Юзовка. Именно с основанием завода и поселка Юзовка связывается дата основания Донецка.

Личность Юза долгое время была в забвении. Во времена СССР о нем упоминали вскользь и называли не иначе, как «эксплуататор», «капиталист». С обретением Украиной независимости, отношение к нему изменилось. Его официально возвели в статус основателя города, установили памятник на центральной улице Донецка.

В этом году в Донецке должен пройти ряд мероприятий, посвященных Юзу, как официальных так и не очень. Следите за анонсами, мы постараемся рассказать о самых интересных из них.


Открытка №3. Джон Юз (1814-1889)

Сообщение добавлено в 14:53

Предыдущие открытки:


Открытка №1. Юзовка. Свято-Преображенский собор.


Открытка №2. Юзовка. На заводе НРО установлен гудок.
Полезно: 2
ДД вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 03.03.2014, 22:55   #71
Banned
Сообщений: 306
IP: Донбасс
Адрес: Донецк
Доп. информация
По умолчанию

15 марта 1920 года Сталин подписал постановление Совета Укртрударма о создании Донецкой
губернии, которая включала в себя часть территорий Области Войска Донского.

Часть современного Донбасса в новое время находились под контролем Донских казаков:
Земля Донских казаков, составляющая провинцию Российской империи, лежит в полуденной стороне оной, от восточного края Азовского моря до Волги и до пределов древнего княжества Рязанского. — Она. занимает, часть той страны, которая в Средних веках именовалась Полем(*), и быв незаселенною пустынею, укрывала разноплеменные толпы, искавшие в местах сих добычи или свободы.

Прежде сего, когда поселения южного края России оканчивались слободскими полками, жилища Донских казаков простирались гораздо далее, во внутрь нынешних губерний Екатеринославской и Воронежской; Донцы, неимевшие тогда нужды определять точных границ своим владениям, означили их живыми урочищами — речками: Бердою, Бахмутом, Тором и проч. Но с увеличением в их соседстве населенности, они время от времени оставляли отдаленные места и, иногда добровольно, иногда против воли, уступая занимаемые ими земли, наконец, после многих споров, познали необходимость в определённых границах и получили утверждение оных от Престола.
Официальная граница Войска Донского была проведена в 1786 г:
…в сей черте живых урочищ весьма мало; большая часть её означается: межевою нарезкою. Она идет в следующем виде: от устья Калмиуса, впадающего в Азовское море, левым берегом сей речки до её вершины и потом сухою чертою до р. Крынки; отсюда левым берегом р. Булавина Колодезя, от вершины которой p. Миусом и сухою чертою до р. Хрустальной; далее сухою же чертою, прерывающеюся балками и р. Каменкою, до р. Белой, правым берегом сей речки до реки Северского Донца…
Граница Войска Донского проходила по Кальмиусу. Земли Войска Донского находились на левом берегу.
Также в районе Кальмиуса были поселения запорожских казаков. Казаки осваивали в XVII веке водный путь по Кальмиусу к Азовскому морю и создавали вдоль него укреплённые хутора-зимовники из которых в дальнейшем образовались поселения.
После русско-турецкой войны 1768—1774 годов по инициативе Екатерины II производится активная колонизация донецких степей и Приазовья: земли раздаются офицерам, происходит переселение греков из Крыма, румын, валахов, армян.
Со временем на территории современного Донецка были созданы следующие поселения:
слобода, а затем село Александровка (с 1779 года, владения помещика Шидловского, ныне северо-восточная часть Киевского района, население в 1859 году — 1 091 человек, здесь — появились первые шахты на территории современного Донецка: Гурьевская — с 1842 года, Михайловская, Елизаветинская);
слобода Крутояровка (с 1779 года, «Крутой Яр» сейчас — большая часть Ворошиловского района);
слобода Григорьевка (Георгиевка), или Александрово-Григорьевка (1803—1810 года, население в 1859 году — 154 человека);
деревня Екатериновка (на рубеже XVIII—XIX веков, часть Ленинского района, население в 1859 году — 81 человек);
деревня Алексеевка (1803—1810 года, ныне — часть Калининского района и Будённовского района, население в 1859 году — 320 человек);
деревня Семёновка (50-е года XIX века, ныне западная часть Калининского района);
деревня Любимовка (Закоп, Окоп) (на рубеже XVIII—XIX веков, население в 1859 году — 106 человек);
имение, а затем село Авдотьино (зимовник Мандрыкино) (1803—1810 года, ныне восточная часть Ленинского района , в 1859 году — 380 человек);
деревня Николаевка (население в 1859 году — 147 человек);
Пастуховка;
хутор Овечий (на рубеже XVIII—XIX веков).
Перепись населения 1859 года показывает заниженные данные о числе населения, так как большая часть беглых крестьян укрылась от неё. Количество населения в поселениях увеличивалось за счёт беглых крестьян, которые бежали в донецкие степи от помещиков. Также помещики Карпов (Карповка), Смолянинов (Смоляниновка), Нестеров (Нестеровка) создают здесь свои экономии.

Последний раз редактировалось в 12:18. Причина: дубль и оффтоп убраны
Владимир Донецк вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2014, 22:33   #72
Сообщений: 9,219
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Новая Юзовка:



http://www.donjetsk.com/life/2480-novaya-yuzovka.html
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 10.06.2014, 14:25   #73
Сообщений: 9,219
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Умер человек, построивший ХБК и два мирокрорайона в Донецке

http://www.62.ua/news/552599

Донецкий городской совет, его исполнительный комитет глубоко скорбят по поводу безвременной кончины заслуженного строителя Украины, председателя правления открытого акционерного общества "Строительно-промышленная фирма "Донецкжилстрой" Якубовского Виктора Ивановича и выражают глубокие соболезнования его родным и близким в связи с постигшим горем.

Ушел из жизни талантливый руководитель, профессионал своего дела. За время работы на руководящих должностях Виктор Иванович прошел путь от мастера строительного управления, производителя работ, главного инженера, начальника нескольких управлений, треста до председателя правления открытого акционерного общества "Строительно-промышленная фирма "Донецкжилстрой".

Под его руководством построен Харцызский трубный завод, хлопчато-бумажный комбинат и камвольно-прядильная фабрика в Донецке, производственный комплекс концерна "Стирол" в г. Горловке, также построены жилые массивы Донской и Широкий, дом для детей-сирот в г. Святогорске.

Для всех нас это невосполнимая утрата.

Светлая память о Викторе Ивановиче навсегда сохраниться в наших сердцах", - отмечается в соболезновании, подписанном мэром Донецка.
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.09.2014, 21:43   #74
Аватар для Petrovi4-77
Сообщений: 1,067
IP: Донбасс
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Не знаю может где и публиковалось, но мне очень было познавательно узнать. Хочу с вами поделиться...
Придорожный поселок

Станция Мушкетово строилась вскоре после постройки Юзовского металлургического завода для доставки груза на завод, а также для вывоза готовой продукции. Станция соеденина с заводом веткой, проходящей вокруг поселка "Передача" и ведущей к станции ДМЗ Мушкетово (переезд на Кучумова).В интернете я нашел старые карты Екатерининского участка железной дороги за 80е годы позапрошлого столетия. Так вот, там станции Юзовка еще нет и в помине, а Ясиноватая соединена веткой со станцией Доля по прямой, а также через Мушкетово (ст.Кальмиус-Щегловка-Мушкетово-Чумаково-разьезд Широкий-Караванная-Доля). Очевидно, вывоз продукции осуществлялся на Мариуполь, а через Ясиноватую-Криничную - на Иловайск (ветки Широкий-Ларино-Менчугово-Моспино-Макеевка и Иловайск еще не было). Старики-машинисты рассказывали, что на Доле был разворотный круг, на котором разворачивали мушкетовские паровозы.
Мушкетово строили основательно, это видно по старой планировке железнодорожных домов. Середину поселка занимала железнодорожная церков, сзади нее - небольшое здание школы. По правую и левую стороны стоят старые казармы первой постройки (сложены из бутового камня), второй ряд казарм - это более поздняя постройка (предположительно 1905-1925 - точных сведений нет), сложены в основном из кирпича. Если стоять лицом к зданию вокзала, то с левой стороны увидите продолговатое розовое здание - это первое паровозное депо, просуществовавшее от первой постройки до своего закрытия где-то в конце 40х годов: сразу после войны было заложено и построено новое паровозное депо, хорошо видное с перрона вокзала.

Сообщение добавлено в 22:35



Сообщение добавлено в 22:38

Старое фото

Напротив станционного вокзала - железнодорожный поселок, называемый по названию улицы «Волховстрой». Старики рассказывали, что на этом месте до революции было железнодорожное кладбище. Станция Мушкетово строилась как конечная,так что ее тупиковости удивляться не стоит. Кстати, само здание вокзала не изменилось с момента постройки. Моя крестная перед смертью передала мне на хранение коллективную фотографию, где среди группы железнодорожников был снят ее отец, тогда еще 18-летний юноша, работал на станции в конторе ключником (у него были ключи от кладовых). Фотография была датирована сзади штампом ,на нем указано ательє, где выполнили снимок, и год - 1905. Фотография поражала тем, что снимку было больше 70 лет, а он даже не пожелтел, четко прорисовывались даже жилки на руках машинистов, качество было превосходнейшее. На снимке в верхнем ряду стоял господин в котелке (начальник станции), вокруг него люди в шинелях (инженеры). Второй ряд составляли конторские служаки, рядом с ними стоял юный отец моей крестной Афанасий Сопилло. Следующий ряд - машинисты паровозов, у их ног – поморники, и в прилегшем положении - стрелочники. Снимок сделан как раз с правой стороны зала ожидания.

Дом начальника станции находился слева от церкви. Если ехать мимо 132-й школы в сторону Буденовки, то буквально в 200 метрах с правой стороны по ходу движения появляется на небольшом изгибе дороги двухэтажное красивое здание. Сейчас там какая то фирма,в советское время там была вечерняя школа. К сожалению в данный момент никак не могу найти это фото, хотя и очень берег его. Может сработало пионерское прошлое племянников, снесли редкое фото куда-нибудь на барахолку.

Сообщение добавлено в 22:38

Угольный этап

На железнодорожной карте от 1910 года уже прослеживается появление станции Юзовка, а Мушкетовская ветка получает новое плечо , это разъезд Широкий-Ларино-Менчугово-Моспино-Макеевка, и она соединяется с Иловайском. В годы революции из-за нехватки рабочих рук на станции начали работать китайцы, вот их-то и порубали белогвардейцы, захватившие станцию, а мраморный обелиск возле нее восстановил историческую справедливость. Старики говорили, что там китайцы все и похоронены (не забываем, что все это место было кладбищем). В 1957 году на их могиле установили обелиск павшим в Великую Отечественную воинам, и только в 2008-м из-за того, что обелиск был сильно поврежден вандалами, установили гранитную глыбу - но уже с текстом о тех, кто здесь действительно погиб.

По мере развития завода в Юзовку начинает приезжать на зароботки разный люд. Вокруг станции открываются угольные копи, или, как их именуют в старых источниках - рудники. Железнодорожная ветка возле поселка «Передача», идущая на ДМЗ, разделяет два района -Буденновский и Калининский. Сразу за этой насыпью в Калининском районе находился рудник. Еще в начале 70-х был заметен небольшой терикон – вернее, его остатки. В те годы там была заболоченная местность, террикончик этот разровняли и построили на его месте какое-то небольшое предприятие.

Второй рудник находился сразу за нынешним крематорием, третий - печально известный шурф. Рабочие, кто победнее, строил землянки,кто побогаче - покупал готовые домишки. Моя бабушка рассказывала, что и наш поселок "Передача" возник благодаря предприимчевым братьям Романовым. Они строили саманные домишки и продавали их тем, кто мог заплатить. И сейчас в поселке кое-где еще сохранились такие домики. Почему поселок получил название «Передача»? Для меня это загадка.

Сообщение добавлено в 22:39

Довоенные поселки

За станцией в сторону завода появляются обжитые жилые островки, об этом упоминается в книге об истории ДМЗ, выпущенной в 1968 году. На месте железнодорожного кладбища с конца 20- начала 30 годов строится городок железнодорожников "Волховстрой". Появляется подьездная "новая ветка", ведущая к пакгаузам, находящимся как раз напротив нынешней трамвайной остановки "Завод высоковольтных опор". Сейчас на этом месте находится бывший железнодорожный детсад "Зайчата"и стоит пятиэтажка . Просуществовали пакгаузы до 1965года.

В этот же период перед поселком "Передача" строится маслобойня, к ней по этой же новой ветке подают вагоны с семенами подсолнуха и чечевицей (по воспоминаниям пожилых ,которые тогда были детьми). Здесь же строится камвольно-текстильная фабрика, начавшая выпуск пряжи для легкой промышленности, возникает база Центрального универмага. Маслобойня просуществовала до 1987 года, после ее снесли. Сейчас на этом месте - кооперативные гаражи.
Вероятно, в эти же годы сделали и ответвления от ветки ДМЗ в сторону рембазы. По рассказам старого машиниста Николая Ивановича Ткачука, после войны, когда он устроился на станцию составителем поездов, они обрабатывали ветку рембазы. Существовала ли до войны ветка, идущая на макаронную фабрику, мне неизвестно. Кроме того, перед войной на Мушкетово проводят трамвайную линию и закольцовывают ее перед зданием вокзала. Сразу же продлевают линию на Буденновку.

Как и все религиозные заведения того времени, не миновала тяжелая судьба и Мушкетовскую железнодорожную церков. Ее обезглавили, сделали пристройки и превратили в клуб железнодорожников имени Артема.


Сообщение добавлено в 22:39

Война и немцы

Началась война. По рассказам бабушки, после ухода наших в городе было безвластие, мушкетовские люди кинулись взламывать пакгаузы и склады универмага,поддалась этому и бабушка. Люди тащили обувь и все, что могло пригодиться в хозяйстве. Бабушка была хорошей швеей и взяла рулон ткани, рас судив, что если сможет шить платья, то хоть таким образом прокормит детей. Но пришли немцы и, увидев, что склады разграблены, вывесили обьявления: мол, если при обысках будут найдены промышленные товары, то будут расстреливать. И бабушка ночью вытащила этот рулон и от греха подальше закопала его за огородами. А Николай Иванович Ткачук (он родился в 1927 г.) рассказывал, что в поселке часто была слышна стрельба, доносившаяся от печально известного шурфа шахты 4-4 бис. После освобождения Сталино молодых парней призвали к восстановлению города, и Николай Иванович участвовал в подьеме трупов из шурфа. Он рассказывал, что внизу сделали плот, на котором находился стропальщик, трупы укладывались в полотно - и подавался сигнал наверх. От воды, пропитанной трупным ядом, возникали язвы, которые очень тяжело заживали. То небольшое количество тел, что смогли поднять, похоронили на Мушкетовском кладбище в братской могиле,над ними памятник в виде скорбящей матери.

После войны настали тяжелые времена. Обогревать хаты было нечем, и бабушка рассказывала, как набирали они возле маслобойни мешки семечной лузги и топили ею печь. На прилегающей к станции территории начинается строительство жилья. Пленные немцы возводят на "Домкоммуне" двухэтажные и одноэтажные дома, строят там же столовую. Возле станции за новым депо строится шахта «Мушкетовская»,пленные немцы начинают выдавать первый уголь из нее. Вскоре на шахте происходит и первая авария в которой гибнут немцы-шахтеры - на кладбище есть полуобвалившийся кирпичный обелиск на месте их могилы.

Сообщение добавлено в 22:42

Промышленная россыпь

Возле поселка пустовало много земли. Кто мог, раскапывал ее под огороды,сажали сады. Но в начале 50-х начинается строительство завода высоковольтных опор. Делают ответвление от «новой ветки» к заводу для вывоза будущей продукции. Рядом возникает тарный завод, появляются различные базы. Появляется завод цветных сплавов. На станцию шли целые поезда с цветным ломом, мы пацанами выуживали из них бракованные значки, солдатские бракованные ременные бляхи и прочий интересный только мальчишкам хлам.


Станция начинает обслуживание ремзавода на Калиновке, мебельного комбината, продуктовых баз, маргаринового завода. По ветке, проложенной вдоль кладбища, обслуживает бакалею, базу бытовой химии, обувную фабрику,базу спортоваров и рыбторг, макаронную фабрику, мясокомбинат,винзавод и молокозавод и много других предприятий. В эти годы и вплоть до 1992 года станция оставалась базовой для снабжения продуктами и промышленными товарами.




Сообщение добавлено в 22:43

Новые дома, новые времена

В 50-х на "Домкоммуне" начинается строительство первых пятиэтажек, в 60-х здесь разворачивается сооружение хрущевок-пятиэтажек (они тянутся вдоль дороги от остановки «Завод высоковольтных опор и до больницы энергетиков). В эти же годы на нынешнем пересечении улицы Сеченова и проспекта Павших Коммунаров начинается снос кладбища Мушкетово. На этом месте появляются автобаза и скотобаза. В середине 60-х мы с братом (нам было лет 5) ходили смотреть на трактор «петушок», который рыл траншею цепью под укладку кабеля освещения - из земли вылетало много костей. Мы были малышами и не знали, что это человеческие. Отец рассказывал, что перед сносом родственникам предложили перенести останки на нынешнее кладбище. Кто смог, перенес, ну а безхозные просто разровняли. Там и поныне они есть.

В средине 90-х станция стала медленно, но верно угасать, уже не стало прежнего объема грузов, когда с ними не справлялись и три маневровых тепловоза. Стали закрываться базы и заводы вокруг станции. Нет уже шахты «Мушкетовской»,нет овощных баз,фабрики «Донсукно». Все что сейчас обрабатывает станция - это еще держащийся на плаву завод высоковольтных опор, рембазу и частную фирму на территории бывшей бакалеи. Чтобы полностью загрузить тепловоз, выделенный для этих целей, его направляют на линию, чтоб возить хоть какие-то грузы. Стал невыгодным для железной дороги и дизель, его график сильно урезали и вообще подумывают на зиму отменять.

Вот такую жизнь прожил поселок Мушкетово за сто с лишним лет своей истории…
__________________
ну...-быть добру!
Petrovi4-77 вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 10.09.2014, 19:40   #75
Banned
Сообщений: 716
IP:
Доп. информация
По умолчанию

Донбасский характер по версии Евгения Ясенова

14 апр. 2013 г.
lLama на форуме  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием
Ответ




Метки
донецк, история донецка, юзовка

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.




Создано на vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2016, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot. Донецкий форум.