Донецк Форум. Донецкий форум.
   Здесь место есть политике и вздору... Удачи Вам! Я - ваш! Донецкий форум. ;)
 
ДОНЕЦКИЙ ФОРУМ - СПРАВОЧНАЯ ДОНЕЦКА
ИСТОРИЯ КАРТА ПОГОДА ДОНЕЦК ПОД ДНР НОВОСТИ
ПОЕЗДА (ЖД) АВТОБУСЫ ТАКСИ ФОТО ГОСТИНИЦЫ
WI-FI ВЕБ КАМЕРЫ БАЗА 09 ПРОВАЙДЕРЫ ОБЛАСТЬ
КИНОТЕАТРЫ ТЕАТРЫ ФК ШАХТЕР КЛУБЫ КАФЕ
ШКОЛЫ РАБОТА ИНСТИТУТЫ ТАНЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ
БАНКИ АВТОСАЛОНЫ АПТЕКИ БОЛЬНИЦЫ РАЙОНЫ
МЕНЮ РАЗДЕЛОВ
Вернуться   Донецк Форум. Донецкий форум. > ДОНЕЦК > Справочная Донецка > История Донецка


История Донецка История города Донецка (история Донбасса)

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 18.04.2014, 23:14   #1
Сообщений: 9,215
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию В Донецке презентовали новую книгу «Старая Юзовка»

В Донецке презентовали новую книгу «Старая Юзовка»

http://infodon.org.ua/donetsk/v-done...staraya-uzovka

В воскресенье 6 апреля, в 10-00 возле памятника основателю г. Донецка Джону Юзу началась презентация книги донецких краеведов А.Жарова и В.Степкина «Старая Юзовка» из серии ВИД (Взгляд на историю Донецка). Раньше в этой серии вышли книги «Казаки и Юзовка», «Сталино глазами солдата вермахта» и «Хозяин области (В.И.Дегтярев)». Книга издана при финансовой поддержке общественной организации «Донецкий областной общественный совет по развитию туризма, сохранению исторического и духовного наследия», председатель С.Третьяков. На презентации присутствовали краеведы и любители городской истории.

Авторы публикуют материалы по вопросам истории города на протяжении 10 лет в печатных и электронных изданиях, данная книга их первый совместный проект.

Первый выступил В.Степкин. Он рассказал об условиях развития Донбасса в XIX веке. О том, что главное богатство Донбасса – уголь – есть – известно было давно, его разрабатывали, но все это, даже несмотря на поддержку Новороссийского губернатора князя М.С. Воронцова, не приобретало промышленных размером. Ситуация несколько изменилась с прокладкой железных дорог. Благодаря этому Донбасс получил второе развитие.

Были попытки организовать здесь производство металла не один раз. Не последнюю роль в этом сыграла Крымская война 1853-56 гг. Оборона Севастополя продолжалась бы намного меньше, если бы не помощь Луганского казанного завода. С завода ежедневно отправляли по 3000 пудов ядер, вырабатываемых там из передельного чугуна. То есть, чугун получали с уральских заводов, а в Луганске только выливали готовые изделия. После Крымской войны, по ее итогам, Российское правительство полностью определилось, что нужно развивать металлургическую отрасль на юге Российской империи. Были две правительственные попытки организации металлургических заводов в Донбассе. Первым был построен Старопетровский завод (г.Енакиево), затем Лисичанский завод. В промышленных масштабах, по разным причинам, эти заводы не смогли наладить производство, и в высших эшелонах власти сложилось впечатление, что сделать это в Донбассе практически невозможно.

Появление в наших краях Юза пришлось очень кстати. Им впервые доказана возможность производства в промышленных масштабах металлических изделий из местных материалов. Но как британский подданный Юз организовал металлургическое предприятие именно здесь? К этому причастны несколько человек и косвенно, один зверек.

Вначале Юзу предлагали строить завод на 20 км южнее, но он выбрал другое место. В этом ему помог местный житель, ставший в последствии Таганрогским купцом 1-ой гильдии, Яков Иванович Древицкий. Он показал Юзу ровную площадку под строительство будущего завода. Рядом с площадкой были небольшие шахты хозяина этих земель князя Павла Ливена. Но то, что здесь есть уголь – стало известно только за несколько лет до приезда Юза, а случилось это так.

В 1866 году крестьянин Тихон Дворниченко ехал по дороге в село Григорьевка (район современного Боссе) и возле сусликовой норы увидел кусочки угля, вырытые сусликом из-под земли. Он об этом доложил управляющему имением Сидорову, на месте сусликовой норы была заложена на следующий год шахта.

Так как уголь использовался при производстве чугуна и при производстве пара (двигатели были паровые, об электроэнергии только мечтали), его Юзовский завод потреблял в три раза больше, чем железную руду. С точки зрения логистики – уменьшения накладных расходом – это было очень выгодно. Уголь не требовал дополнительных расходов на транспортировку. Это послужило еще одной причиной, почему Юз остановил свой выбор на этом месте.

В. Степкин озвучил идею краеведа, архитектора А.Л. Пешехонова установить памятник суслику, как одного из тех, кто повлиял на выбор Юза при выборе площадки под строительство завода. Памятник может быть небольшой, бюджетный и сбор средств на его сооружение может быть проведен по подписке, то есть по аналогии как строилось много памятников в Российской империи. Из самых известных памятников, сооруженных на народные деньги, можно назвать памятник Пушкину в Москве. Это предложение вынесено на всеобщее обсуждение, тем более, что памятник суслику может стать не только первым памятником зверьку в Украине, но и в мире. Авторы предлагают обсудить идею с созданием памятника суслику и с этим предложением выходить к городским властям.

После Степкина слово взял второй автор – Анатолий Жаров, который остановился на особенностях работы над книгой, поиске материалов не только местных архивах, но и в России, Британии и США. Анатолий коснулся той роли, которую играет доброжелательное расположение иностранных партнеров в нахождении материалов по истории Донецка. Например, обстоятельства сложились так, что потомок А.Бальфура, проживающий ныне в США, помог получить копию карты города. Часто в зарубежных архивах удается найти дополнительные сведения, которые позволяют по-новому взглянуть на людей и события. Например, в процессе работы над книгой удалось установить, что строительство завода в Донбассе, это не первый проект Джона Юза в России. За несколько лет до этого он предпринимал попытку акционировать Выксунский завод в Нижегородской губернии, но из этого ничего не получилось. Часто бывает, что сведения по людям или событиям, которые только что опубликованы – обрастают дополнительными данными, которые удалось найти после того, как книга увидела свет. Например, удалось отыскать сведения о семействе Боссе за 1924 год. Это донос на бывших хозяев завода. Возможно, что данное событие явилось последней каплей, заставившей Эдуарда Боссе, его сына с невесткой и внуком, покинуть наши края и уехать в Прибалтику. И таких примеров можно привезти массу.

Авторы ответили на вопросы присутствующих, связанные в той или иной мере с книгой «Старая Юзовка», самыми интересными фактами во время работы, запоминающимся эпизодам.

На нашем сайте мы опубликовали главы из книги «Старая Юзовка»: часть 1 и часть 2.

Сообщение добавлено в 00:10


Авторы книги «Старая Юзовка» Анатолий Жаров и Валерий Степкин (справа)




Авторы рассказывают о книге и о Джоне Юзе

Сообщение добавлено в 00:14


Гости, пришедшие на презентацию книги


Фото на память о презентации с авторами

Фото: Алексей Федько
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Реклама
Ответ




Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Во Львове презентовали карту "Репрессии против украинцев в СССР. Жесть! eledji Не Севастопольский форум 50 11.11.2013 14:01



Создано на vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2016, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot. Донецкий форум.