Донецк Форум. Донецкий форум.
   Здесь место есть политике и вздору... Удачи Вам! Я - ваш! Донецкий форум. ;)
 
ДОНЕЦКИЙ ФОРУМ - СПРАВОЧНАЯ ДОНЕЦКА
ИСТОРИЯ КАРТА ПОГОДА ДОНЕЦК ПОД ДНР НОВОСТИ
ПОЕЗДА (ЖД) АВТОБУСЫ ТАКСИ ФОТО ГОСТИНИЦЫ
WI-FI ВЕБ КАМЕРЫ БАЗА 09 ПРОВАЙДЕРЫ ОБЛАСТЬ
КИНОТЕАТРЫ ТЕАТРЫ ФК ШАХТЕР КЛУБЫ КАФЕ
ШКОЛЫ РАБОТА ИНСТИТУТЫ ТАНЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ
БАНКИ АВТОСАЛОНЫ АПТЕКИ БОЛЬНИЦЫ РАЙОНЫ
МЕНЮ РАЗДЕЛОВ
Вернуться   Донецк Форум. Донецкий форум. > ДОНЕЦК > Справочная Донецка > История Донецка


История Донецка История города Донецка (история Донбасса)

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 12.07.2014, 10:32   #1
Сообщений: 9,214
IP:
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию Донецкие школы времен детей войны

Донецкие школы времен детей войны

Валерий Стёпкин

http://infodon.org.ua/stalino/doneck...en-detej-vojny

Бурные события весны этого года заставили школьников взглянуть на свои проблемы под другим углом. То, что еще недавно считалось аксиомой, сегодня уже требует доказательств. У некоторых поменялась жизненная позиция, другие мгновенно повзрослели. А как жили и учились наши отцы и деды в непростое послевоенное время 70 лет назад?

После освобождения города в сентябре 1943 года стали организовывать школьные учреждения. Автор специально употребил выражение «школьные учреждения», потому что во многих случаях это были приспособленные для занятий помещения и подвалы. Например, СШ №1 начала занятия в подвалах дома № 154 по ул. Горького, начальная школа №7 в одноэтажном доме в районе центральной проходной ОА «ДМЗ», ул. Ткаченко, неполная средняя школа №6 (семилетка) несколько лет располагалась в здании в начале ул. Горького, и переехала в 1946г. в бывшую Братскую школу (ул. Челюскинцев, 49). Школа №3 уцелела, но была разграблена. В классах не было ни парт, ни досок для письменных принадлежностей. Сидели на полу, подложив под себя для комфортности сумки и портфели. Отец одной из учениц занимал пост главного инженера крупного предприятия. На предприятии смогли сделать одну парту. За ней ученицы 2-й класса сидели по очереди. В 1943 г. ввели отдельное мужское и женское обучение (до войны были смешанные классы), которое отменили только в 1954 году. Так появились мужские (№1, 6, 9) и женские (№2, 3) школы. А в начальной школе №7 сделали параллельные мужской и женский классы. В связи с этим вызывает интерес школа №78, находившаяся в Кировском районе (сегодняшняя 78-я школа, 1971-го года постройки, находится несколько дальше). По какой-то причине в женском классе с 1-го класса училось «горсть» мальчиков.

Сообщение добавлено в 10:54


Валя Франчук. Школа №78. 1952 год


Последний звонок школа №78. 1954 год


Фотокружок. Школа №78

Сообщение добавлено в 10:55

Что запомнилось больше всего послевоенным школьникам? Чувство голода. Как признался один из опрошенных, это чувство не покидало его до 1958 года. Через несколько лет после окончания Донецкого индустриального института, в возрасте 28 лет он прекратил есть «про запас». Несмотря на то, что, например, школа №7 имела свои огороды, обрабатываемые силами учеников, что давало возможность детям обедать, молодые растущие организмы требовали калорий, а их часто было негде взять. Кстати, кормили не во всех школах. Для больных детей и с признаками дистрофии сразу после освобождения был создан дневной стационар, располагавшийся в бывшем учебном корпусе ДИИ – восточное крыло современного Дома творчества детей, ул. Артема, 46. У тех, кто там лечился, дома были голодные родные, и они пытались переполовинить свои порции, выносить еду домой. Это строго пресекалось. Опять возвращаясь к школе №7: ребятам выжить помогал находившийся рядом госпиталь. Дети готовили небольшие концертные программы, показывали их раненым, за что получали вознаграждение в виде еды. А еще в госпитале они смотрели кинокартины, которые крутили практически ежедневно. А вот что вспомнил И.М. Беркович: «Так получилось, что летом 1946 года я попал на республиканские соревнования по баскетболу. Они проходили в Харькове и нас туда повезли по железной дороге. Сопровождающей была женщина, которая получила за нас талоны на питание и сухой паек в дорогу. Когда сели в поезд и начали ужинать – она раздала каждому по куску хлеба и американский плавленый сыр. Я впервые увидел плавленый сыр. Когда я его попробовал – ощущение было такое, что ничего вкуснее я в своей жизни не ел».

Еще штрих для характеристики 1943-44гг. По распоряжению горисполкома в благополучные семьи (там, где кто-то в семье занимал положение и имелся достаток) прикрепляли на пропитание неимущих. Один из опрошенных рассказал, что в их семью приходил ежедневно столоваться подросток и ему выдавали домой еще судок с едой для его бабушки. Людям по ленд-лизу (см. справку в конце статьи) раздавали приходившие из США посылки. Такие посылки приходили, как на предприятия, так и на военкоматы. В военкоматах их выдавали инвалидам войны. По воспоминаниям И.М.Берковича, его отец, получивший 5 ранений и состоящий на учете в военкомате, как инвалид 2-й группы, раз в полтора-два месяца приносил из военкомата посылку. По весу ящика можно было понять, как поступать с ним дальше. Если ящик был тяжелый – значит, в нем был шпик в смальце в килограммовых банках, если легкий – значит сигареты. Сигареты были более выгодны, поскольку их можно было отдать торговкам с городского рынка, а на полученные деньги купить крупу и хлеб. В посылках приходило и повидло. Хлеб с американским повидлом давали в качестве школьного завтрака одной из учениц. Этот бутерброд вызывал завистливые взгляды других девочек, потому что им приходилось довольствоваться одним хлебом, без каких-либо излишеств. Есть свидетельство учеников школы, где в качестве еды давали кусок хлеба с насыпанном сверху сахаром. Это происходило на большой перемене после двух первых уроков. Мысли учеников были о предстоящей еде и учебный материал мало кто слушал.

Сообщение добавлено в 10:59


Продукты по ленд-лизу

Сообщение добавлено в 11:01

Или такой эпизод. Отцу Исаака Берковича, как инвалиду войны и работнику предприятия «Электросетьстрой», полагался огород. Участок дали на Донской стороне, по направлению к станции Мушкетово. Когда подросток (1945 год) возвращался оттуда с урожаем кукурузы, дорога проходила мимо лагеря интернированных (вестарбайтеров) – район облнаркодиспансера, ул. Левобережная, 37. Деревянные доски забора раздвинулись и оттуда показалось заросшее лицо. На ломанном русском человек попросил дать поесть. Исаак достал с десяток качанов и отдал бедолаге. Тот попросил подождать его минуту и принес наливную ручку – серую перламутровую с золотым пером, сказав, чтобы он взял ее на память. Этой ручкой Исаак Моисеевич писал не меньше 10 лет, пока она окончательно не испортилась.

Учителя следили за отсутствующими в классе и посылали после уроков других учеников узнавать причину отсутствия, не случилось ли чего. Были случаи в 1943-44 гг., когда дети не посещали занятий – им просто нечего было одеть и обуть. Обратите внимание на приведенное фото учеников 2-го класса 78-й школы. Сделана она в явно теплое время в 1946 году, но несколько учеников сидят в зимних вещах – другой одежды нет. Тетрадей в первом учебном году еще не было: писали в книгах между строк и на газетах, но педагоги старались проводить уроки так, чтобы было больше устного материала и в конце урока вызывали учеников сделать пересказ услышанного.

Сообщение добавлено в 11:02


Школ №78, 1945-46 учебный год 2-й класс

Сообщение добавлено в 11:03

Голод 1946/47 года не обошел стороной наш город. Причина неурожая крылась в невероятно засушливом и ветреном лете 1946 года. Суховеи не давали влаге возможности задерживаться в почве. Она мгновенно испарялась, растения гибли. Распространению голода способствовали неадекватные распоряжения правительства и проводимые в принудительной форме Займы на восстановления народного хозяйства, забиравшие и без того скудные средства у народа. Осенью 1946 г. для населения была введена система отоваривания через продовольственные и промтоварные карточки по нормам. Самыми страшными были зима-начало лета следующего года. Только за июнь 1947 г. в Сталинозаводском (сегодня Ленинском) районе города умерло от голода 24 человека. В течение всего 1947 г. в Сталинской областной клинической больнице находилось 328 больных с диагнозом алиментарная дистрофия. Их этого числа больных мужчины составляли 62%. Курс лечения в среднем составлял 33 дня. Полностью выздоровел 71 человек, умерло – 62. В областной детской клинической больнице в 1947 г. было 82 больных дистрофией ребенка. Всех их вылечили. Курс лечения составлял 22 дня.

Сообщение добавлено в 11:04


Справка на получение хлебной карточки


Продовольственная карточка 1947 год

Сообщение добавлено в 11:05

Из воспоминаний В.С. Ефимова, жившего на Масловке, а работавшего на автобазе на Буденновке: «В 1944г. закончил 4 класса начальной школы. Дальше предложили идти в заводское ФЗУ. Я был щуплый и худой, меня не взяли. Пошел учеником слесаря на автобазу. Выдали карточку, на предприятии в столовой кормили. Карточка и спасала всю нашу семью (отец умер в оккупацию). Помню, иду на работу и вижу сидящих на мерзлой земле людей. Уже окоченевших. И, знаете, я тогда не видел ни одного умершего от голода – худого. Все пухлые. Недаром есть выражение: «От голода пухнуть»». Володе тогда было 13 лет.

26 декабря 1947г. секретарь Сталинского горкома КП(б)У Евдокимов и заместитель председателя горисполкома Никитин обратились с письмом к секретарю обкома партии Клименко, в котором сообщили о положении в городе с торговлей хлебом без карточек. Был установлен суточный лимит по реализации хлеба в 308,1 тн. В первый день безкарточной продажи хлеба 16 декабря продали 414,1 тн, 17 декабря – 353,6 тн. Очереди за хлебом исчезли к 12-13 часам и до конца дня магазины торговали хлебом без авралов. Но, как только понизили суточную норму до утвержденного лимита – 308,1 тн – снова появились очереди и в конце рабочего дня хлеб купить стало невозможно. Местные органы просили увеличить суточный лимит до 400тн.

Сообщение добавлено в 11:07


1-я школа 1947 год. 1-й класс


Табель успеваемости. Бланков не хватало, изготавливали на пишущей машинке

Сообщение добавлено в 11:09

Один показательный случай, относящийся к 1949-51 гг. Учитель зоологии дал домашнее задание: к следующему уроку принести прикрепленный к картонке куриный скелет. Давая такое задание, педагог исходил из того, что дома ученики с родителями должны были после обеда не выбрасывать куриные косточки, а, обглодав их, прикрепить проволокой к картонке наглядный материал. Он не учел одного: половина класса не видели курицу целиком, другая половина не видели ее вообще. Вызвав через неделю несколько учеников и увидев, что задание не выполнено, он сначала поставил было двойки, но потом, видимо, сообразив, в чем дело – спустил все на тормоза, забыв об этом инциденте.

Анатолий Иванович Стогарнюк, пошедший в 1945 году в 1-й класс, вспоминал, что писали сначала только карандашами, ручками разрешили пользоваться через год. Урок так и назывался: чистописание. Перьевые ручки (перо №86) и чернильница «непроливайка» исчезли из школьной жизни в конце 1960-х годов. Но после войны не было и чернил. Их делали сами из бузины или растворяли в воде «химический» карандаш. Мать Анатолия Ивановича пыталась отдать сына в школу с 7 лет и в августе 1944 года привела в 9-ю школу. Прием заявлений осуществлялся на крылечке возле школы (из-за жары, наверное?). За столом сидела учительница и проверяла документы пришедших. Тогда было строго – нет 8 лет – иди, погуляй, подрасти, а на следующий год – пожалуйте в школу.

Валентин Леонидович Барабаш в 1-й класс СШ №1 пошел 1 сентября 1947 года. Ребят завели в класс, где в течение получаса ознакомили с правилами поведения и распорядка и сказали, что, так как школа еще ремонтируется – они должны сегодня к 17-00 прийти на занятия во 2-ю школу. Там в третью смену ребята занимались (с 17-00 до 21-00) до ноября месяца, пока не закончили ремонтировать классы. Директор мужской школы №1 Павел Петрович Анисимов с женой и двумя детьми долгое время жил в школе. В школе №3 жили несколько учителей, пока им в начале 1950-х гг. не дали квартиры.

Сообщение добавлено в 11:09


Школа №1, 1947 год

Сообщение добавлено в 11:14

Несмотря на то, что основная задача учеников была в овладении знаниями – их часто дергали на разборку завалов на заводе и в городе и на уборку мусора, сбор металлолома. Девочкам центральных школ повезло: их не привлекали на подобные мероприятия.

Школа №3 до войны была смешанного обучения. Учившиеся в ней в то время помнят, как летом 1941 года в сквере Флеровского возле школы рыли окопы-укрытия от авианалетов, так называемые щели. И учащиеся, и те, кто эту процедуру организовывал, знали, что давно на месте сквера было кладбище (его почему-то окрестные жители называли Французским?). В вестибюле школы сидел офицер, представитель «Фонда обороны» и по описи принимал от школьников все ценное, что они находили. А попадались и ювелирные украшения, и монеты, и крестики. А когда после оккупации школа стала женской, канализация еще не работала, и девочки посещая туалет, находившийся во дворе, проходили мимо торчащих костей. Видимо, это было что-то из того, что раскопали в 1941 г. Извините за такие подробности.

Девочки были более дисциплинированы, поэтому директор школы №2 Елена Максимовна Морозова и школы №3 Ася Михайловна Решетняк, добились, что их ученицы носили с собой сменную обувь. А что из себя представляло «обмундирование» послевоенного школьника?

Обязательную школьную форму ввели в 1948 году, до этого все ходили в том, что было. Хотя и позже обязательная форма была не у всех – не могли себе позволить. У девочек было коричневое платье и передник на каждый день (черный) и праздничный (белый). Достаток в семье можно было определить по форме и материалу воротничков. В качестве портфелей часто использовали сумки от противогазов, шили сумки и портфели сами. Приобретенные в магазинах портфели и ранцы могли носить дети из обеспеченных семей. Сбоку в мешочке висела чернильница «непроливайка» и рядом (у девочек) мешочек со сменной обувью. Но это уже попозже, а после войны все лето большая часть мальчишек ходила босиком. Ассирийцы, которые в Сталино были чистильщиками обуви и сапожниками, из отработанных шин приловчились делать галоши, прозванные в народе «банабацки». Еще одно народное изобретение – матерчатые сапоги-бурки, где в качестве подметок была опять же автомобильная резина.

Для осмысления этого времени обратимся к исследованию Г.В. Андреевского «Повседневная жизнь Москвы в 1940-х годах»: «Людям вообще свойственно ориентироваться в мире по мелочам. «Своего» узнают по манере говорить и одеваться. Помню послевоенные годы. Как ненавидел я хорошие вещи, которые родители заставляли меня надевать! Сапоги, ватник, кепка – вот одежда, в которой ты мог стать «своим» среди «простых советских людей». Как-то, в детстве, несмотря на сильное сопротивление, мать заставила меня надеть костюм какого-то рыжего цвета, который отец привез с Западной Украины, а в троллейбусе … меня подозвал к себе какой-то мужик и, погрозив пальцем, сказал: «Не будь богатым!». Эти его слова я запомнил на всю жизнь. И он был прав: нельзя безнаказанно с чужим барахлом вторгаться в мораль общества, в котором живешь, нельзя унижать бедное общество своим богатством (даже в мелочах), а богатое оскорблять демонстрацией своей бедности, общество религиозное раздражать атеизмом, а общество просвещенное – набожностью». И еще один штрих времени: в фотоателье в качестве реквизита были в наличии хромовые сапоги и наручные часы. Каждый желающий мужчина мог это все богатство на себя надеть и сфотографироваться, а фото послать родным, чтобы завидовали его непомерному достатку, потому что работал он на шахте в Донбассе, где деньги «гребли лопатой». Эдакое проявление послевоенного гламура.

Сохранились автобиографические рассказы дочери писателя Василия Гроссмана – Екатерины Васильевны, работавшей учительницей в шахтерском поселке под Сталино. Жизнь в небольших поселках несколько отличалась от жизни в крупном городе: «Учительницы литературы жаловались: в классе страшно приближаться к теме «Взяточники в царской России». Ребята сразу поднимают крик: «А у нас? Вот мать вчера ходила, так она ему понесла…» Мы в больших городах ни о чем подобном не знали. То ли наши родители-интеллигенты тогда еще стеснялись давать взятки, то ли опасались нам об этом говорить. Но поселок есть поселок, здесь больше знают, меньше боятся. …

Гастроном. В кассу две очереди – длинная и короткая. Длинная – для женщин, короткая – для мужчин. Я стою в длинной очереди, и вдруг ко мне подбегают ученики: «Екатерина Васильевна, что Вам выбить? Масло, а еще что?» Здесь так принято, местный обычай. Шахтер с бабами в очереди не стоит. Но зато в мужской очереди стоят все мужчины, всех возрастов, включая мальчиков. И давно уже так повелось, что, увидев в очереди учительницу, ученики бегут к ней.

Среди моих учеников превалируют Викторы. Предвоенная страна ждала войны и победы. Может быть, я фантазирую, но ведь действительно я нигде больше не встречала такой концентрации Викторов».

Гардероба в школах не было, раздевались в классах. После занятий младшие классы учительницы провожали до дверей школы. Что касается учебников – их катастрофически не хватало. Один учебник был на 5 учеников, поэтому как-то объединялись, для подготовки домашнего задания передавали учебники друг-другу. Предприимчивые люди неплохо на детях зарабатывали: учебник из-под полы стоил 100-150 рублей. Возле школы №3 всегда сидели несколько бойких бабушек и продавали сахарных петушков на палочках и чернила.

Центральные школы дружили между собой: №1-я с №2-й, а №3-я с №9-й. А еще со школой №3 дружили курсанты Сталинского артиллерийского подготовительного училища (1946 – 1948), располагавшегося до его расформирования на Боссе (см. справку в конце статьи). Когда курсанты приходили в школу на вечера, а спортзал, где подобные мероприятия проводились, был не резиновый – старшеклассницы устраивали потасовки за право присутствовать на мероприятии. У школ были шефы. Они вносили разнообразие в культурную жизнь. Шефы школы №3 – комбинат «Сталинуголь» приглашали школьников на вечера-концерты в актовый зал ЦБНТИ (ул. Артема, 60).

Сообщение добавлено в 11:15


Курсант артучилища Сергей Мазалов


Погоны курсантов Сталинского артиллерийского подготовительного училища

Сообщение добавлено в 11:17

Субботники по благоустройству школьной территории проводились с завидной регулярностью, а девочкам запомнились дружные уборки своих классов, причем, так как в школе не было ни веников, ни тряпок, ни мыла – это все несли из дому.

Как развлекались школьники? Очень популярен был любой спорт, особенно футбол. Мяч делали из тряпок (кукла). Он был тяжелый и оставлял на теле синяки и ссадины. Зимой подобным мячом играли в хоккей. Младшие школьники играли в жошку и лапту (мальчики) и классики и городки (девочки). Большой популярностью пользовалось кино (см. справку в конце статьи). Огромное количество трофейных фильмов и совсем немного советской кинопродукции. Пожилые люди и сегодня помнят свои детские впечатления от «Дамы с камельями», «Робин Гуда», «Острова страданий», «Египетской гробницы». До реформы 1947 года билет стоил 5 рублей. Кинотеатров не хватало. Популярны были летние кинотеатры, например, им.Флеровского. Он находился в сквере возле 3-й школы, приблизительно там, где сегодня здание «Райффайзен-банка». Мест для всех желающих не хватало, поэтому окрестные мальчишки шли туда со своими табуретками.

И, конечно, популярны были библиотеки. В них каждый читатель мог найти «свою» книгу. Работали библиотеки допоздна. Некоторые вспоминают, что в качестве залога за выданную книгу они оставляли свой головной убор.

Люди, с которыми автор беседовал при работе над этим материалом, говорили спасибо за то, что смогли еще раз мысленно возвратиться в тяжелые, но памятные для них годы. Как сказал мудрец: «Воспоминания это рай, из которого нас никто, никогда не выгонит».

Сообщение добавлено в 11:18

Справочный материал

Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов.

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

Цитата из книги Г. Куманева «Говорят сталинские наркомы», (стр. 70— Смоленск: Русич, 2005): «… когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Сообщение добавлено в 11:19


Сгущенное молоко, поставленное в СССР по ленд-лизу

Сообщение добавлено в 11:20

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления».

За время войны поставлено по Ленд-лизу товаров продовольствено-хозяйственного назначения (поставки бензина и военной техники опускаем):
Продовольственных запасов – 4 478 000 т;
Спирта 331 600 литров;
Мясных консервов 2 077 000 т;
Жиры животные 602 000 т;
Пуговиц 257 723 498 штук.

В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году.

По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 г., и сумма — $674 млн.

В 1943 году при Лиге наций была создана Ассоциация помощи восстановлению (ЮНРРА) для оказания помощи жертвам войны. Советский Союз стал членом этой организации. Организация в 1946 году получила заявку на оказание помощи Белоруссии и Украине, отправила продовольствия на 100 млн. долларов, что немного, но улучшило продовольственную ситуацию в Донбассе.

Сообщение добавлено в 11:23

Послевоенное кино. После победы над Германией в правительстве решили возродить отечественное кино на деньги от проката зарубежных фильмов. Специальный протокол Ялтинской конференции позволил СССР включить в долю своих репараций так называемые «культурные продукты» — немецкие книги, прокатные фильмы, театральные декорации, произведения скульптуры, живописи и т.д.

В мае 1945 года делегация комитета по делам кинематографии при СНК СССР прибыла из Москвы в пригород Потсдама Бабельсберг, чтобы провести инвентаризацию фильмохранилища третьего рейха.

В репарационную опись поначалу включили все 17 352 картины. Однако для отправки в СССР отобрали только 3700 полнометражных фильмов, преимущественно американских, английских, французских и 2500 короткометражных лент. «Трофейных» (немецких, итальянских, австрийских) картин, по словам руководителя делегации Иосифа Маневича, насобирали всего 367 единиц.

Груз доставили в подмосковные Белые Столбы, где располагался Госфильмофонд. Его сотрудники принялись разбирать привезенный материал. В течение трех лет фильмы лежали на полках, и только в августе 1948 года сталинское руководство решило их выпустить на экраны.

Мексиканские, итальянские, австрийские и немецкие картины сразу пошли в широкий прокат, а фильмы союзников – англичан, американцев и французов — разрешили крутить в малых кинотеатрах. С одной стороны, правительство не хотело покупать у Голливуда права на коммерческий прокат, с другой, боялось дразнить американцев по пустякам.

Что представлял собой послевоенный репертуар кино? Какие фильмы были самыми популярными? Здесь нужно довериться современникам. Послушаем рассказ художника Анатолия Завгороднего:

«…Никакого дефицита картин не было. Иностранных фильмов показывали много. Остались в памяти: «Мост Ватерлоо», «Сердце королевы», «Песня для тебя», «Бессмертный вальс», «Песнь одной ночи», «Рембрандт», «Звери Южной Америки», «Золотая горячка», «Кого боги любят», «Джузеппе Верди», «Девушка моей мечты», «Эмиль Золя», «Граф Монте-Кристо», «Капитан Ярость», «Президент Хуарец», «Приключения Марко Поло», «Тарзан» и, конечно, «Багдадский вор». Можно еще что-то вспомнить.

На дневных и вечерних сеансах зарубежные фильмы не повторялись. Для школьников крутили одно кино, для взрослых – другое.

Отношение к фильмам было разное. Приходят, например, в мастерскую пацаны после просмотра фильма «Зоя», ну, нашего — о Зое Космодемьянской. Все они пережили оккупацию и видели немцев не в кино. Сядут на пороге и начинают обсуждать сюжет: «…Патронник у немца висит румынский… шеврон на рукаве пришит неправильно, в общем, туфта…».

Зато от картины «Девушка моей мечты» с Марикой Рокк, где сплошные декорации и театр, был полный восторг. Никто не обращал внимания на придуманную жизнь, все верили, что такая сказка действительно существует…».

…Объединяла любовь к одним и тем же фильмам. Были такие заманчивые, экзотические, как «Джунгли», «Багдадский вор» (жизнь за стенами кинотеатра – в развалинах и пепелищах – была нелегкая, а тут – такая вакханалия красок!). Но властителями наших дум все-таки были другие: «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Парень из нашего города», «Антоша Рыбкин», «Малахов курган», «Иван Никулин, русский матрос», «Подводная лодка Т-9». Это были великие фильмы, как бы их ни оценивали много лет спустя мудрые киноведы».

http://www.mk.mk.ua/rubric/social/2011/05/07/04319/

Конец кино. Включался свет,

Мы расходились по хибарам,

Трофейный фильм, почти что даром

Нас уводил от детских бед.

Сообщение добавлено в 11:24

Сталинское артиллерийское подготовительное училище – организовано в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 10.07.1946г. в системе Министерства вооруженных сил СССР, в результате сокращения и реорганизации артиллерийских спецшкол в подготовительные училища с включением их в штат Министерства вооруженных сил СССР. Семь артиллерийских спецшкол были расформированы, а на базе остальных создано 10 артиллерийских подготовительных училищ: Ереванское, Ленинградское, Минское, Московские (1-е и 2-е), Одесское, Ростовское, Сталинское и Харьковское. Сталинское артиллерийское подготовительное училище (САПУ) было создано объединением материально-имущественной базы 8-й Ленинградской и 13-й Киевской спецшкол, находившихся на тот момент в гг. Ижевске и Бузулуке. В училище зачислялись подростки закончившие 7 классов.

В Сталино под училище отдали здание школы на Боссе. Рядом находилась казарма, в которой воспитанники проживали повзводно. Спали на двухъярусных кроватях. За забором находился лагерь военнопленных, работавших на заводе 15-летия ЛКСМУ (бывший Боссе).

Начальником училища был генерал-майор артиллерии Сергей Петрович Иорданский, командовавший в войну артиллерией 3-й армии, командиры батарей и офицеры-воспитатели были кадровыми военными (комбат подполковник Мельничук, офицеры-воспитатели: майор Кушнир и Герой Советского Союза капитан Волков). С проверкой приезжали генерал Кариофилли и командующий округом генерал-полковник А.Гречко. Общеобразовательные предметы преподавали местные учителя. Курсантов обучали также правилам этикета, из городского театра приходила учительница танцев.

В город ходили без увольнительных записок. В праздничные дни участвовали в городских демонстрациях (тогда направление движения колонн было от Пожарной площади до Студенческого городка). Летом жили в палатках недалеко от училища. Много играли в футбол, как с городскими командами, так и с командами из военнопленных («международные» матчи).

В мае 1948 года Сталинское и Ереванское училища расформировали. Тех курсантов, у кого не было родителей, отправили в Ленинградское артиллерийское подготовительное училище. Сами учащиеся связывали расформирование своего училища с произошедшим инцидентом на танцах, когда курсанты и охрана лагеря военнопленных не поделили девушек, завязалась драка и охрана открыла предупредительную стрельбу. Думается, это послужило только поводом, просто настало время закрытия училищ, поскольку в следующем, 1949 году, были закрыты Минское, Одесское и Ростовское училища. К 1955 году все училища были закрыты.

Сообщение добавлено в 11:32

Автор: Валерий Степкин

При подготовке статьи автор использовал интервью с И.М.Берковичем, В.Н.Балабановым, А.А.Беланенко, Л.Л.Макаровой, В.Л.Барабаш, В.С.Ефимовым, А.И.Стогарнюком, материалы сайта http://forum.gp.dn.ua/viewforum.php?f=2, книги: Задніпровський О. «Хроніка голоду 1946-1947 років у Донбасі», Донецьк, 2007, Андриевский Г.В. «Повседневная жизнь Москвы в 1940-х годах». М., 2003, В.Ф. Зима «Голод в СССР 1946-1947 годов: происхождение и последствия», М., 1996.

Использованы фото из семейных архивов В.Л. Барабаш, И.М. Берковича, А.Л. Семенова, архива автора, интернет-сайтов.
Полезно: 1
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Реклама
Ответ




Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Невероятный эпизод времен Великой Отечественной Войны в Макеевке dilong История Украины 1 05.05.2015 23:54
Школа времен оккупации Бунтовский История Донецка 42 01.07.2011 20:12
Домовые новых времен. . . Гуан-Инь Компьютеры 1 16.08.2009 03:53
Донецкие водители автобусов отказываются возить детей по ученическим билетам Sandra Транспорт 0 31.12.2008 17:13



Создано на vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2016, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot. Донецкий форум.