Донецк Форум. Донецкий форум.
   Здесь место есть политике и вздору... Удачи Вам! Я - ваш! Донецкий форум. ;)
 
ДОНЕЦКИЙ ФОРУМ - СПРАВОЧНАЯ ДОНЕЦКА
ИСТОРИЯ КАРТА ПОГОДА ДОНЕЦК ПОД ДНР НОВОСТИ
ПОЕЗДА (ЖД) АВТОБУСЫ ТАКСИ ФОТО ГОСТИНИЦЫ
WI-FI ВЕБ КАМЕРЫ БАЗА 09 ПРОВАЙДЕРЫ ОБЛАСТЬ
КИНОТЕАТРЫ ТЕАТРЫ ФК ШАХТЕР КЛУБЫ КАФЕ
ШКОЛЫ РАБОТА ИНСТИТУТЫ ТАНЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ
БАНКИ АВТОСАЛОНЫ АПТЕКИ БОЛЬНИЦЫ РАЙОНЫ
МЕНЮ РАЗДЕЛОВ
Вернуться   Донецк Форум. Донецкий форум. > ИСТОРИЯ > Исторические персоны


Исторические персоны Батый, Наполеон, Сталин, Гитлер, Ленин, Хмельницкий, Махно, Бандера, Шухевич...


Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 29.04.2018, 11:17   #1
Сообщений: 19,562
Очки репутации: 278,653
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию Кропоткин

Цитата:
Весной того же семнадцатого года я видел князя Кропоткина, столь ужасно погибшего в полифемском царст-ве Ленина.
Кропоткин принадлежал к знатной русской аристократии, в молодости был одним из наиболее приближенных к императору Александру Второму, затем бежал в Англию, где и прожил до русской Февральской революции, до весны 1917 года. Вот тогда я и познакомился с ним в Москве и весьма был тронут и удивлен при этом знакомстве: человек, столь знаменитый на всю Европу, - знаменитый теоретик анархизма и автор "Записок революционера", знаменитый еще и как географ, путешественник и исследователь Восточной Сибири и полярных областей, - оказался маленьким старичком с розовым румянцем на щеках, с легкими, как пух, остатками белых волос, живым и каким-то совершенно очаровательным, младенчески наивным, милым в разговоре, в обращении. Живые, ясные глаза, добрый, доверчивый взгляд, быстрая и мягкая великосветская речь - и это трогательное младенчество...
Он окружен был тогда всеобщим почетом и всяческими заботами о нем, он, революционер, - хотя и весьма мирный, - возвратившийся на родину после стольких лет разлуки с ней, был тогда гордостью Февральской революции, наконец-то "освободившей Россию от царизма", его поселили в чьем-то, уже не помню в чьем именно, барском особняке на одной из лучших улиц в дворянской части Москвы. В конце этого года шли собрания на этой квартире Кропоткина "для обсуждения вопроса о создании Лиги Федералистов". Конец этого года - что уже было тогда в России? А вот русские интеллигенты собирались и создавали какую-то "Лигу" в том кровавом, сумасшедшем доме, в который уже превратилась тогда вся Россия.
Но что "Лига"! Дальше было вот что.
В марте 1918 большевики выгнали его из особняка, реквизировали особняк для своих нужд. Кропоткин покорно перебрался на какую-то другую квартиру - и стал добиваться свидания с Лениным: в пренаивнейшей надежде заставить его раскаяться в том чудовищном терроре, который уже шел тогда в России, и наконец, добился свидания. Он почему-то оказался "в добрых отношениях" с одним из приближенных Ленина, с Бонч-Бруевичем, и вот у него и состоялось в Кремле это свидание. Совершенно непонятно: как мог Кропоткин быть "в добрых отношениях" с этим редким даже среди большевиков негодяем? Оказывается, все-таки был. И мало того: пытался повернуть деяния Ленина "на путь гуманности". А потерпев неудачу, "разочаровался" в Ленине и говорил о своем свидании с ним, разводя руками:
- Я понял, что убеждать этого человека в чем бы то ни было совершенно напрасно! Я упрекал его, что он, за покушение на него, допустил убить две с половиной тысячи людей. Но оказалось, что это не произвело на него никакого впечатления...
А затем, когда большевики согнали князя анархиста и с другой квартиры, "оказалось", что надо переселяться из Москвы в уездный город Дмитров, а там существовать в столь пещерных условиях, какие и не снились никакому анархисту. Там Кропоткин и кончил свои дни, пережив истинно миллион терзаний: муки от голода, муки от цинги, муки от холода, муки за старую княгиню, изнемогавшую в непрерывных заботах и хлопотах о куске гнилого хлеба... Старый, маленький, несчастный князь мечтал раздобыть себе валенки. Но так и не раздобыл, - только напрасно истратил несколько месяцев, - месяцев! - на получение ордера на эти валенки. А вечера он проводил при свете лучины, дописывая свое посмертное произведение "Об этике"...
Можно ли придумать что-нибудь страшнее? Чуть не вся жизнь, жизнь человека, бывшего когда-то в особой близости к Александру Второму, была ухлопана на революционные мечты, на грезы об анархическом рае, - это среди нас-то, существ, еще не совсем твердо научившихся ходить на задних лапах! - и кончилась смертью в холоде, в голоде, при дымной лучине, среди наконец-то осуществившейся революции, над рукописью о человеческой этике."
Иван Бунин. Сборник рассказов и воспоминаний "Под серпом и молотом"
__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2018, 13:36   #2
Сообщений: 2,176
Очки репутации: 22,375
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

С юности храни его книгу "Великая французская революция 1789-1793
Timoti вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2018, 13:51   #3
Аццкий меломан
Аватар для Сева
Сообщений: 28,975
Очки репутации: 208,659
Адрес: город Лондон, ВВС
Доп. информация
По умолчанию

@Timoti, под подушку на ночь кладешь?
__________________
Последний раз редактировалось завтра, в 24:59.
Сева вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2018, 16:36   #4
Сообщений: 2,176
Очки репутации: 22,375
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Сева Посмотреть сообщение
@Timoti, под подушку на ночь кладешь?
С юности храню завет не сотвори себе кумира
Timoti вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2018, 16:39   #5
Аццкий меломан
Аватар для Сева
Сообщений: 28,975
Очки репутации: 208,659
Адрес: город Лондон, ВВС
Доп. информация
По умолчанию

@Timoti, не ври себе.
Та не совран будешь.
__________________
Последний раз редактировалось завтра, в 24:59.
Сева вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2018, 16:43   #6
Сообщений: 2,176
Очки репутации: 22,375
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Сева Посмотреть сообщение
@Timoti, не ври себе.
Та не совран будешь.
Не вру, а за чем
Timoti вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2018, 16:45   #7
Аццкий меломан
Аватар для Сева
Сообщений: 28,975
Очки репутации: 208,659
Адрес: город Лондон, ВВС
Доп. информация
По умолчанию

@Timoti, шо значит зачем?
Денег хошь?
__________________
Последний раз редактировалось завтра, в 24:59.
Сева вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2018, 17:33   #8
Сообщений: 2,176
Очки репутации: 22,375
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Сева Посмотреть сообщение
@Timoti, шо значит зачем?
Денег хошь?
Денег хочу
Timoti вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 29.04.2018, 17:36   #9
Аццкий меломан
Аватар для Сева
Сообщений: 28,975
Очки репутации: 208,659
Адрес: город Лондон, ВВС
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Timoti Посмотреть сообщение
Денег хочу
От вишь.
А сам говорил веруешь.

Цитата:
С юности храню завет не сотвори себе кумира.

Я, конечно, могу тебе выслать тыщ 10, на перший раз.
Но хотелось бы знать, на что ты их потратишь?
__________________
Последний раз редактировалось завтра, в 24:59.
Сева вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 30.04.2018, 09:21   #10
Сообщений: 2,176
Очки репутации: 22,375
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от @Сева Посмотреть сообщение
тыщ 10

Чего, евро? Тогда поеду отдыхать в Закарпатье
Timoti вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 01.05.2018, 07:26   #11
Сообщений: 19,562
Очки репутации: 278,653
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Корней Чуковский. Дневник. 1917 год.

15 июля. <...> Руманов говорил мне о Лебедеве, зяте Кропоткина: — Это незаметный человечек, в тени, — а между тем, не будь его, Кропоткину и всей семье нечего было бы есть! Кроп. анархист, как же! — он не может брать за свои сочинения деньги, и вот незаметный безымянный человечек — содержит для него прислугу, кормит его и т. д.
В последний раз, когда я видел Кроп., он говорил о несомненном перерождении рабочего класса после войны. — Рабочие уже созревают для другого быта! — говорил он американцу. — Вот мистер Томсон из Клориона говорил мне, что транспортные рабочие, ткачи и железоделательные уже могли бы получить производство в свои руки and control it *. <...>

23 июля. Итак, я сегодня у Кропоткина. Он живет на Каменном Острове, 45. Дом Нидерландского Консула. Комфортабельный, большой, двухэтажный. Я запоздал к нему — и все из-за бритья. Нет в Питере ни одного парикмахера — в воскресение. Я был в «Палэ Рояле», в «Северной», в «Селенте» — нет нигде. Взял извозчика в «Европейскую», забегал с заднего крыльца в парикмахерские, и все же поехал к Кропоткину небритый. Сад у Кропоткина сыроватый, комильфотный. Голландцы играют лаун теннис. В розовой длинной кофте — сидит на террасе усталая Александра Петровна — силится улыбнуться и не может. — «О! я так устала... Зимний дворец... телефоны... О! я четыре часа звонила, искала Савинкова — нет нигде... Папа сейчас будет... У него Бурцев». Мы пошли пить чай. Племянница Кропоткина, Катерина Николаевна, женщина лет 45, наливает чай — сладким старичкам с фальшивыми зубами и военно-морскому агенту Брит. Посольства, фамилии коего не знаю. Она рассказывает, как недели две назад солдаты делали у них на даче обыск — нет ли запасов продовольствия. Она говорила им: — Да вы знаете, кто здесь живет? — Кто? — Кропоткин, революционер! — А нам плевать... — И давай ломать дверь на чердак. Кропоткины позвонили комиссару Неведомскому (Миклашевскому), и солдаты поджали хвосты. В это время в боковых комнатах проходит плечистый, массивный с пикквикским цветом лица Кропоткин, вслед за ним Бурцев... Я раскланялся с Бурцевым издали, а Кропоткин через минуту радушно и бодро подошел ко мне: — Как же! как же! Я вас всегда читаю. Здравствуйте, здравствуйте... — и сел рядом со мною и с аппетитом принялся болтать, обнаруживая светскую привычку заинтересовываться любой темой, которую затронет собеседник. Мы заговорили о Некрасове. Он: — Да, да, потерял рукопись Чернышевского «Что делать», потерял 5. Ему князь Суворов (тогдашний генерал-губернатор) — добыл ее из Петропавл. Крепости, а он потерял. Я вам сейчас скажу стих. Некрасова, к-рое нигде не б[ыло] напечатано. — И стал декламировать (по-стариковски подмигивая) известное стихотворение:

Было года мне четыре,
Мне отец сказал:
Все пустое в этом мире,
Дело капитал!

Декламацию сопровождал жестами. Когда шла речь о кармане — хлопнул себя по карману. «Я ведь много стихов знаю» — вот, напр., «Курдюкову», и процитировал из «Курдюковой» то место, где говорится о городе Бонне. Я почувствовал себя в знакомой атмосфере Короленко, — атмосфере благодушия, самовара, стишков, анекдотов. Я бывал у Короленки каждый вечер, в то время, когда он писал о смертной казни, — и это всегда была семейная благодушная идиллия. — Стишкам Некрасова научил меня мой учитель Смирнов, — сказал Кропоткин. Тут подошла княгиня. — Как вам не стыдно, что не заехали к нам в Англии! — сказала она равнодушно-радушно. Тут я сразу почувствовал, что они устали, что я им в тягость, но что они покорно подчиняются уже сорок лет этой участи: принимать гостей — и выслушивать их внимательно, любезно, дружески и равнодушно. Он спросил меня, где я живу. Я подробно описал ему нашу коммуну — и сказал, что это совершенно новая для меня среда, да и вообще еще не учтенная нашей беллетристикой — рабочие, интеллигентные девушки. Я сказал ему, как мало они зарабатывают. Как скромно, достойно они живут. И, знаете, ничего двусмысленного... — Ну, а односмысленного много? — спросил он и, по-стариковски хихикая, сказал: — Смотрите, не влюбитесь!
Если бы я не знал, что передо [мною] сидит один из величайших пророков, гениальный борец за высший идеал человечества, я бы подумал, что это просто добродушный папаша. Чувство домашности, простоты. — Вот вы из этих ваших барышен найдите мне секретаршу. У меня была одна бельгийка в Англии — и хорошо справлялась — да приехал рус. балет, и она увлеклась.

Он опять по-стариковски подмигнул.
— Вот вы опишите-ка то, что рассказывали.
— Увы, я к[а]к беллетрист бездарен.
— Вовсе нет. Ваши крит. статьи — ведь та же беллетристика.
— П. А. всегда читал вас в «Рус. Сл.», — вставил зять.
— Нет, в «Речи». Главным образом, в «Речи». — Он опять заговорил о секретаршах. — Странно, в России никто не знает стенографии. Меня на Финл. вокзале встретили репортеры; я стал с ними беседовать, и ни один из них не записал беседы точно. Все переврали. Потому что не стенографы!
Заговорили о Достоевском, у которого жена — стенографистка. — Ренегат! — сказал Кропоткин. — Вернулся из Сибири и восстал против Фурье, против социализма. И замечательно, что все ренегаты после ренегатства становятся бездарны, теряют талант.
Меня изумило это мнение, ибо Достоевский после каторги — и окрылился, но я почувствовал, что на огромном черепе князя Кропоткина нет эстетической шишки. Я сказал ему, как мне нравится стиль Михайловского... Он говорит: — Да, но я никогда не мог ему простить его политической трусости. Я виделся с ним в 1867 г. Он показался мне красной девицей. Как он боялся меня и брата!.. Это он поправлял Льву Тихомирову статьи.

Княгиня спросила, есть ли в Куоккала провизия. Я сказал: — Не знаю.— Ну, значит, есть,— сказал Кропоткин. — А вот сегодня я был в Зимнем Дворце у Керенского — и на нас, 4-х ч[елове]к, дали на огромной тарелке с царскими вензелями, с коронами — четыре вот таких ломтика хлеба... И вода! (Он поморщился.) Мы с Сашей переломили один ломтик — а остальное оставили Керенскому. Разговор перескочил на пишущие машины. Он стал расхваливать их, с восторгом. Ну, зато ж и дорого! Простая 20 ф., а с усовершенствованиями и все 30 отдай!! То же машины Зингера — длиннейший панегирик машинам Зингера: они и чулки штопают и петли метают. (Он указал рукой на воротник.) Вообще страшное гостеприимство чужим темам, чужим мыслям, чужой душе.

Он готов приспособиться к любому уровню, и я уверен, что приди к нему клоун, кокотка, гимназист, он с каждым нашел бы его тему — и был бы с каждым на равной ноге, по-товарищески. Заговорили о Репине:
— Давайте, Корней Ив., поедем к нему. — Я сказал Кропоткину, что в Куоккала меня уверяли, будто он живет там.
— Вот напишите, К. Ив., как создаются легенды. Я ехал с Элизе Реклю, и тот в поезде упомянул мое имя. Вдруг южанин француз:
— О! prince Kropotkine убит... Да, да! — и рассказал ему целую историю о кн. Кропоткине. Или вот мой брат: в 1861 г. он участвовал в студенческих беспорядках, т. е. просто пошел вместе с компанией других в генер.-губернат. дом и заявил там какую-то претензию. Он б[ыл] впереди всех и взошел с товарищем на верхнюю ступеньку, и его избили жандармы и поволокли в тюрьму... Проходит 3 дня, я получаю от него бисерным почерком написанную записку — все благополучно. Вдруг вбегает ко мне дядя Сулима и говорит:
— А знаешь, Петя, наш-то Саша... о!
— Что такое?
— Неужто не знаешь?
— Казацкая лошадь ударила его копытом в глаз, пенснэ разбилось, и осколки застряли в глазу.
— Чепуха! Брат не носит пенснэ! Я сегодня получил от него записку.
Но молва ходила по Москве и ширилась, и я слышал через год ту же историю.
— Кланяйтесь Илье Ефимовичу. Я чту его. Я знаю все его картины (увы!) по снимкам.

Мне почудилось, что Кропоткину не нравилось то, что Репин писал портреты самодержцев, вел. княгинь, и я еще раз почувствовал, что искусству он чужд совершенно.
— «Записки революционера» я диктовал по-английски. Потом Дионео переводил их. Переведет лист-полтора и приедет ко мне в Бромли, я исправляю — целый день. Он даже обижался. Я совершенно переделывал, писал заново. Но иначе было нельзя. A «Mutual Aid» я написал по-английски для «Nineteenth century» *.
Рассказал он о Г. З. Елисееве. Суровый б[ыл] человек. Я б[ыл] в «Отеч. Записках», в редакции. Там обсуждал письмо Суворина к одной шансонетной певице. Она снялась в непристойной позе, на коленях у Париса из Белой Лены (Belle Helene) — и Суворин выругал ее.
— Стыдно вам, талантливой, позорить себя!
Так вот по этому поводу Минаев написал стишки, высмеивающие Суворина, — и все: Курочкин, Пятковский и др. — эти стишки одобряли. Вдруг вошел Г. З. Елисеев, угрюмо взял стихи, прочитал, отложил в сторону, сказав лениво:
— Дрянь.

Тут я почувствовал, что Кр. очень устал, и стал прощаться. Он и княгиня ушли спать. Остался я и Ал. Петровна.
— О, как я устала... Устроить министерство удалось ровно на 10 дней — и потом опять все будет сначала.
— Советы депутатов мешают? — спросил кто-то.
— Нет, Некрасов — вот кто. Интриган, мелкий... Подлизался к совету, натравливает всех на Керенского. Поддерживает Чернова. Я так прямо и сказала Керенскому: у вас есть враг... Но Керенский и слышать не хочет. Папа дернул меня за рукав: молчи! — но я сказала: этот враг Некрасов.
Керенский поморщился: это у вас домашнее. (У Лебедева ссора с Некрасовым.)
И всё эта баба — Малаховская. Она ведь спит рядом со спальней Керенского в Зимнем Дворце — а сама глазами так и ест Савинкова.
— А как вам показался Савинков?
— Хулиган.

Я запротестовал. Савинков мне показался могучим, кряжистым человеком, с сильной волей. Недаром он был столько во Фр[анции], он истинный тип франц. революционера.
И начался разговор, столь обычный во всех гостиных нынче. Потом пришли 2 француза — анархического вида, лысый и седой — богема, такие к Герцену часто ходили, и я ушел.
Шел по улице с военн.-морск. агентом, который просидел у Кр. полдня — и все же не читал ни одной его строчки. <...>

Сообщение добавлено в 08:26

31 [июля], воскресение. Опять у Кропоткина. Он сидел с высоким американцем и беседовал о тракторах. Американец оказался инженер, который привез сюда ж.-д. вагоны для Сибирской ж. д. Кропоткин говорит: незачем доставлять сюда военные снаряды, нам нужны тракторы, рельсовые перекрестки (crossing & switches). Он пальцами показал перекрещивающиеся рельсы. «Мне все говорят, что нам нужны тракторы и рельсовые перекрестки. Я хотел бы повидаться с американским послом и сказать ему об этом.
— О, это легко устроить! — сказал инженер. — И я очень хотел бы, чтобы Вы поехали в Америку...
— К сожалению, Ам[ерика] для меня закрыта.
— Закрыта?!
— Да, как для анархиста...
— Are you really anarchist?!.. — воскликнул американец.
Я посмотрел на учтивого старикана и в кажд. его черточке увидел дворянина, князя, придворного.
— Да, да! я анархист, — сказал он, словно извиняясь за свой анархизм.
Мы заговорили о проф. Гарпере, который изучает Россию, проводя здесь каждое лето.
— О, я знал его отца... — сказал Кроп., — он пригласил меня читать лекции в Гарв. университете. Лекции о рус. литер. Он был ректором у[ниверсите]та. Я приехал в Америку, прочитал (в оригинале пропуск. — Е. Ч.) лекции и собрался в университет к Гарпе-ру. Но за это вр[емя] Гарпер б[ыл] принят в Петрогр[аде] царем, царь очаровал его — и Гарпер нашел неудобным, чтобы я читал лекции у него в университете, и мне б[ыло] отказано. Тогда студенты из протеста против Гарпера устроили мне дружественную манифестацию». Американец б[ыл] очень величествен. До революции американцы стремились познакомиться с возможно большим количеством великих князей. Теперь они собирают коллекцию анархистов.

У Кропоткина собралось самое разнообразное о-во, замучивающее всю его семью. На каждого новоприбывшего смотрят как на несчастье, с которым нужно терпеливо бороться до конца. Я заговорил о Уолте Уитмэне.
— Никакого, к сожалению, не питаю к нему интереса. Что это за поэзия, которая выражается прозой. К тому же он б[ыл] педераст! Я говорил Карпентеру... я прямо кричал на него. Помилуйте, как это можно! На Кавказе — кто соблазнит мальчика — сейчас в него кинжалом! Я знаю, у нас в корпусе — это разврат! Приучает детей [к] онанизму!
Рикошетом он сердился на меня, словно я виноват в гомосексуализме Уитмэна.
— И Оскар Уайльд... У него б[ыла] такая милая жена. Двое детей. Моя жена давала им уроки. И он б[ыл] талантливый ч[елове]к: Элизе Реклю говорил, что написанное им об анархизме (?) нужно высечь на медных досках, к[а]к делали римляне. Каждое изречение — шедевр. Но сам он был — пухлый, гнусный, фи! Я видел его раз — ужас!
— В «De Profundis» он назвал Вас «белым Христом из России»...
— Да, да... Чепуха. «De Profundis» — неискренняя книга.

Мы расстались, и хотя я согласен с его мнением о De Profundis, я ушел с чувством недоумения и обиды. То же чувство я испытывал, когда читал его бескрылую книгу о русской литературе 7. Словно выкопали из могилы Писарева — и заставили писать о Чехове. Туповатым и ограниченным шестидесятником пахнуло на меня. В Кропоткине есть и это.
__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 10.05.2018, 10:53   #12
Сообщений: 19,562
Очки репутации: 278,653
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Муравьи заботятся о раненых собратьях

«Своих не бросаем» — оказывается, этим правилом могут руководствоваться не только люди, но и насекомые. Немецкие ученые показали, что африканские муравьи, охотящиеся на термитов, вытаскивают с поля битвы раненых товарищей и затем выхаживают их. Впрочем, это поведение, одно из самых впечатляющих проявлений взаимопомощи в природе, не имеет отношения к соображениям нравственности. Чистая прагматика — никаких сантиментов: бросая своих товарищей на произвол судьбы, муравьи бы скоро остались без рабочих рук.


Самая читаемая в мире работа по эволюционной теории, вышедшая из-под пера русского автора, была написана не профессиональным биологом, а профессиональным революционером. Имеется в виду книга «Взаимопомощь как фактор эволюции», которая увидела свет в Лондоне осенью 1902 года. Ее автором стал политэмигрант и теоретик анархизма граф Петр Алексеевич Кропоткин. На страницах своей книги граф доказывал, что Томас Гексли и другие дарвинисты неоправданно преувеличили значение внутривидовой борьбы за существование. По мысли Кропоткина, основную роль в эволюции играет борьба с неблагоприятными условиями среды и другими видами — а вот между собой конспецифичные особи (принадлежащие одному виду) стремятся наладить кооперацию, и чем лучше это получается, тем большего успеха добивается данный вид.

Кропоткин иллюстрировал свои рассуждения примерами из жизни животных, подчас довольно антропоморфизированными. Это позволяло ему перекинуть мостик от жизни природы к жизни общества. Если даже муравьи отрыгивают пищу своим голодающим собратьям, то почему бы и богачам не поделиться с бедняками? «Если бы какой-нибудь муравей с полным зобиком оказался настолько себялюбивым, что отказал бы в пище товарищу, с ним поступили бы как с врагом», — писал граф. Раз инстинкт взаимопомощи был главной движущей силой эволюционного прогресса, то именно его и следуют культивировать в общественной жизни людей, а вовсе не ту беспощадную конкуренцию, к которой призывали социал-дарвинисты.

О рассуждениях Кропоткина нельзя не вспомнить, знакомясь с открытием, сделанным немецкими учеными из Вюрцбургского университета Юлиуса-Максимилиана. Наблюдая за жизнью африканского муравья Megaponera analis из подсемейства понерины, они столкнулись с первым известным случаем заботы о раненых среди беспозвоночных животных. Хотя о том, что муравьи помогают своим сородичам, попавшим в беду, было известно уже давно. Например, они вытягивают товарищей за ноги, когда те угодили в ловушку муравьиного льва (см. К. Miler, 2016. Moribund ants do not call for help). Однако, как теперь выяснилось, муравьи могут заботиться не только о тех, кому грозит непосредственная опасность, но и о тех, кто от врага уже успел пострадать. Петр Алексеевич наверняка упомянул бы об этом в своей книге.
Муравьи Megaponera analis живут в Африке южнее Сахары и специализируются на питании термитами. Два-три раза в день эти муравьи выстраиваются в колонны по 200–500 особей и отправляются разорять близлежащие термитники. Самые крупные из них взламывают челюстями оболочку гнезда, те, что помельче, бросаются внутрь, хватая и убивая его обитателей. Потом разбойничий караван хватает добычу — убитых термитов — и отправляется восвояси (рис. 2).

Однако рейдеры встречаются с яростным сопротивлением. Термиты-солдаты атакуют пришельцев, откусывают им конечности и антенны, а также вцепляются в них мертвой хваткой. Поэтому на поле боя остается немало пострадавших муравьев. Авторы статьи заметили, что муравьиный отряд не возвращается назад, не собрав раненых сородичей (рис. 1). Чтобы проследить за их дальнейшей судьбой (может быть, муравьи уволакивают пострадавших членов гнезда, чтобы их съесть?), ученые пометили раненых краской. Всего им пришлось наблюдать за 420 вылазками, совершенными 52 муравьиными семьями.

Оказалось, что 95% поверженных муравьев, которые были унесены сородичами в гнездо, вернулись к нормальной жизни и участвовали в следующих рейдах. Практически все они были освобождены собратьями от прицепившихся термитов — ну чем не своеобразная «медицинская помощь»? А вот те раненые, которых ученые не позволили забрать и потому вынужденные возвращаться домой своим ходом, не добрались до гнезда в 32% случаев — примерно половина из них стала жертвой пауков (рис. 3). Получается, что, транспортируя пострадавших сородичей, муравьи тем самым защищают их от хищников.

Авторы статьи вычислили, что если бы не операции по спасению раненых, то муравьиная семья не досчиталась бы в среднем 28,7% рабочих. Так что для муравьев, которые живут грабежом и потому часто получают травмы, «сострадание» по отношению к увечным и инвалидам — это необходимый элемент выживания. Интересно, что благодаря покою и вниманию со стороны товарищей муравьи восстанавливались даже после серьезных ранений. Например, муравей, потерявший в схватке две ноги, спустя сутки после пребывания в гнезде бегал на 32% быстрее, чем сразу после ранения, почти на той же скорости, что и здоровые особи. Следы таких старых травм имеются у каждого пятого муравья в разбойничьем караване.

Поскольку только 30% муравьев возвращаются с добычей после рейда, в колонне всегда остается немало свободных рук (точнее, челюстей), которые могли бы подхватить раненых бойцов. То есть ради спасения раненых муравьям не надо поступаться даже заготовкой провизии: преимущества «гуманного обращения» с пострадавшими товарищами огромны, а издержки — минимальны.

Но как же муравьи понимают, что их товарищ ранен и нуждается в транспортировке? Выяснилось, что при ранении муравьи выделяют особый секрет мандибулярных желез (см. мандибулы), состоящий из диметилдисульфида и диметилтрисульфида. Когда ученые смазывали этими веществами здоровых муравьев, сородичи подхватывали и несли их, как будто имеют дело с ранеными. Впрочем, взаимопомощь у муравьев всё же не универсальна. Например, когда исследователи искусственно повреждали муравьев в колонне по пути ее движения к термитнику, то есть до битвы, муравьи не обращали внимания на пострадавшего. Выходит, муравьи запрограммированы на то, чтобы помогать своим сородичам лишь в определенном контексте — на поле брани.

Почему же подобное поведение не практикуют и другие муравьи? По словам ученых, все дело в рождаемости: у Megaponera analis она низкая, в среднем в их гнезде выводится всего 13 новых муравьев в сутки. Так что они не могут действовать по принципу «отряд не заметил потери бойца». А вот, например, у кочевых муравьев, колонии которых состоят из сотен тысяч и миллионов особей, рождаемость колоссальная, и они могут не обращать внимания на раненых и отставших.

Источник: Erik Thomas Frank, Thomas Schmitt, Thomas Hovestadt, Oliver Mitesser, Jonas Stiegler, Karl Eduard Linsenmair. Saving the injured: Rescue behavior in the termite-hunting ant Megaponera analis // Science Advances. 2017. V. 3: e1602187.

Александр Храмов

(статья с изображениями и комментариями доступна по ссылке: http://elementy.ru/novosti_nauki/432974 ... sobratyakh )

Сообщение добавлено в 11:53

Из комментов:

Цитата:
Что-то А.Храмов понизил Петра Алексеевича в титуле . Кропоткин же был князем , а не графом .
Этак в следующей статье наш теоретик анархизма из есаула превратится в подъесаула .
Цитата:
А "граф" понятно откуда. Автор перепутал Кропоткина с Толстым))
__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 09.02.2020, 02:12   #13
Сообщений: 19,562
Очки репутации: 278,653
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию



Сообщение добавлено в 02:12



Сообщение добавлено в 02:12

__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Ответ




РАССКАЖИ О ФОРУМЕ на других сайтах

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Похожие темы
Тема Автор
Пётр Кропоткин и Лев Толстой
Н.М.Пирумова Пётр Кропоткин и Лев Толстой Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. М.,...
ДД
Кропоткин и Первая мировая война
Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. М., 1997. Вып. 2: Идеи П.А. Кропоткина в...
ДД
Кропоткин П. А. Справедливость и нравственность
Кропоткин П. А. Справедливость и нравственность http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=805 Предисловие автора Лекция...
ДД



Создано на vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2020, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot. Донецкий форум.