Донецк Форум. Донецкий форум.
   Здесь место есть политике и вздору... Удачи Вам! Я - ваш! Донецкий форум. ;)
 
ДОНЕЦКИЙ ФОРУМ - СПРАВОЧНАЯ ДОНЕЦКА
ИСТОРИЯ КАРТА ПОГОДА ДОНЕЦК ПОД ДНР НОВОСТИ
ПОЕЗДА (ЖД) АВТОБУСЫ ТАКСИ ФОТО ГОСТИНИЦЫ
WI-FI ВЕБ КАМЕРЫ БАЗА 09 ПРОВАЙДЕРЫ ОБЛАСТЬ
КИНОТЕАТРЫ ТЕАТРЫ ФК ШАХТЕР КЛУБЫ КАФЕ
ШКОЛЫ РАБОТА ИНСТИТУТЫ ТАНЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ
БАНКИ АВТОСАЛОНЫ АПТЕКИ БОЛЬНИЦЫ РАЙОНЫ
МЕНЮ РАЗДЕЛОВ
Вернуться   Донецк Форум. Донецкий форум. > ПОЛИТИКА > Мировая политика


Мировая политика Политика России, США, Евросоюза, Китая... Путин, Обама… Политика мировых масштабов.

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 04.01.2020, 09:04   #211
Аватар для Дедушка Крылов
Сообщений: 2,424
Очки репутации: 16,664
Адрес: С марта 1841 года до конца жизни квартировал в доходном доме Блинова на 1-й линии Васильевского остр
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от @ДД Посмотреть сообщение
«Сикстинская мадонна»
так вот откуда пошло.... русские прячутся за женщин и детей
__________________
Похороны были пышными. Граф Орлов— второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог. :ct:
Дедушка Крылов вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 04.01.2020, 12:26   #212
Сообщений: 19,204
Очки репутации: 273,816
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию


Дамье В.В.
Анархо-синдикализм и революционное движение в Испании (1919–1939). № 38

Аннотация

Настоящая книга является первым в отечественной науке целостным и детальным монографическим исследованием по истории анархо-синдикализма в Испании — наиболее массового социального движения в этой стране в период между двумя мировыми войнами. Это движение было наиболее влиятельным в годы испанской гражданской войны, когда в его рядах состояло до 2 млн человек. В монографии освещаются развитие и идеология движения, его роль и место в социально-экономических и политических процессах, которые происходили в стране, в борьбе за права трудящихся, против монархии, диктатуры, реакции и фашизма. Особое внимание в книге уделено действиям анархо-синдикалистских профсоюзов в годы гражданской войны, а также широким социальным, культурным и образовательным преобразованиям, которые проводились по инициативе анархо-синдикалистов. Подробно рассматриваются взаимоотношения испанского анархо-синдикализма с международным анархо-синдикалистским профсоюзным движением и его Интернационалом, Международной ассоциацией трудящихся, роль этой организации в испанской гражданской войне.
Книга написана на основе широкого круга источников: архивных документов из фондов Красного интернационала профсоюзов, хранящихся в РГАСПИ, архивов Национальной конфедерации труда Испании, Международной ассоциации трудящихся и Д. Абада де Сантильяна, хранящихся в Институте социальной истории в Амстердаме, книг, статей, отчетов и воспоминаний участников событий, анархо-синдикалистской периодической печати 1920–1930-х гг. (на испанском, немецком, французском, английском и русском языках; около 25 наименований) и др. Некоторые из этих источников впервые введены в научный оборот. В библиографический список книги включено более 250 работ на разных языках, включая самые современные.
Книга предназначена для историков, студентов гуманитарных высших учебных заведений и всех, кто интересуется историей гражданской войны в Испании.

Содержание

Введение4 Глава 1. Анархо-синдикализм в годы революционного подъема (1919–1923)8 Глава 2. Анархо-синдикалисты в период военной диктатуры (1923–1931)37 Глава 3. Анархо-синдикалисты в «реформистское двухлетие» (1931–1933)71 Глава 4. «Черное двухлетие» (1933–1935) и Народный фронт126 Глава 5. Международная ассоциация трудящихся и Испания (1923–1936)164 Глава 6. Июль 1936189 Глава 7. Испанский цугцванг220 Глава 8. Социальные преобразования248 Глава 9. Гражданская война внутри гражданской войны285 Глава 10. Вниз, по наклонной…316 Глава 11. Интернационал и Испанская революция (1936–1939)361 Глава 12. Крах Республики444 Послесловие. Эмигранты, партизаны, подпольщики463 Источники и литература468

Об авторе



Дамье В.В. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Основатель (совместно с кандидатом исторических наук Д. И. Рублевым) серии «Размышляя об анархизме». Преподает в Высшей школе экономики. Автор работ по социальной истории, истории социальных движений и идей в ХХ веке, включая монографии «Забытый Интернационал. Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами» (в 2 т.; М., 2006–2007), «История анархо-синдикализма. Краткий очерк» (М.: URSS), «Anarcho-Syndicalism in the 20th Century» (Edmonton, 2009), «Стальной век: Социальная история советского общества» (М.: URSS), «Учжэнфучжуи: История анархизма в Китае» (в соавторстве с К. А. Лимановым; М.: URSS) и др.

Сообщение добавлено в 12:26


Дамье В.В., Лиманов К.А.
Учжэнфучжуи:
История анархизма в Китае.


Аннотация

Книга представляет собой первое в современной российской науке комплексное исследование, посвященное истории китайского анархизма с момента его возникновения в первом десятилетии ХХ века до наших дней. В советской науке анархизм в Китае изучался только Е.Ю. Стабуровой, но повествование доведено лишь до начала 1920-х гг. В зарубежной историографии есть несколько крупных работ, но в них исследованы не все аспекты и детали темы. История китайского анархизма с конца 1920-х гг. и особенно после Второй мировой войны до сих пор оставалась практически не изученной.
Книга написана на основании широкого круга источников на различных языках, включая русский, китайский, английский, немецкий, французский, испанский, португальский, эсперанто и др. В числе источников, вводимых в научный оборот — архивные документы из РГАСПИ и Международного института социальной истории (Амстердам).
Последовательно рассмотрена история китайского анархистского движения на различных его этапах: первоначального знакомства общества с анархистскими идеями, деятельности эмигрантских групп в Париже и Токио, становления движения в континентальном Китае и его распространения в 1920-х гг. (при этом детально анализируется деятельность анархистов в различных провинциях и регионах Китая), раскола, кризиса и спада с конца 1920-х гг. Особое внимание уделено роли анархистов как крупнейшего левого движения в Китае в 1910-х – первой половине 1920-х гг. в становлении рабочего и других социальных движений в стране. Большое место отведено взаимоотношениям китайских анархистов с российскими революционерами и Коминтерном. Отдельно рассмотрены проблемы взаимоотношений китайских анархистов с Гоминьданом и деятельность анархистского подполья в КНР, а также работа современных анархистских групп в Гонконге.


Содержание

Оглавление 3 Вместо предисловия 5 Часть 1. Начало движения 19 Глава 1. Анархистская эмиграция: Парижская группа 22 Глава 2. Анархистская эмиграция: Токийская группа 39 Глава 3. Шифу и становление анархистского движения в Китае 63 Глава 4. Распространение анархизма (1915–1919) 87 Часть 2. Анархизм в период подъема рабочего и студенческого дви-жения 115 Глава 1. Гуандун и Фуцзянь 122 Глава 2. Хунань и Цзянси 157 Глава 3. Шанхай и Цзянсу 167 Глава 4. Пекин и Тяньцзинь 175 Глава 5. Другие провинции Китая и эмиграция 189 Глава 6. Анархисты в социальных движениях 207 Часть 3. Анархисты, большевизм и Гоминьдан 216 Глава 1. Российские анархисты и Китай 218 Глава 2. Зов революции: Китайские анархисты и Советская Россия 228 Глава 3. Разрыв с большевиками 248 Глава 4. Дискуссии о сотрудничестве с Гоминьданом 258 Глава 5. Шанхайская федерация профсоюзов и анархисты 263 Глава 6. Раскол анархистского движения 272 Глава 7. Союз с Гоминьданом 285 Глава 8. Против КПК и против Гоминьдана 293 Глава 9. Просветительская и издательская деятельность анархистов в конце 1920-х и 1930-х гг. 305 Вместо послесловия Исторические судьбы китайского анархизма 321 Приложение Анархизм и синдикализм в Макао и Гонконге 349 Источники и литература 397 Список иллюстраций 430
Оглавление 3


Лиманов Кирилл Алексеевич Историк и независимый исследователь. В 1999 г. окончил Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета. Автор ряда работ по истории анархизма, в том числе: «Учжэнфучжуи: История анархизма в Китае» (в соавторстве с В. В. Дамье; М.: URSS), «Anarchismus v Palestině a Izraeli» (в соавторстве с В. В. Дамье; Praha, 2016).
__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 04.01.2020, 15:02   #213
Аватар для Дедушка Крылов
Сообщений: 2,424
Очки репутации: 16,664
Адрес: С марта 1841 года до конца жизни квартировал в доходном доме Блинова на 1-й линии Васильевского остр
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от @ДД Посмотреть сообщение
в современной российской науке
а есть не современная российская наука?
__________________
Похороны были пышными. Граф Орлов— второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог. :ct:
Дедушка Крылов вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 04.01.2020, 20:06   #214
Сообщений: 19,204
Очки репутации: 273,816
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

@Дедушка Крылов, а по поводу Гончарока что скажешь?
__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 04.01.2020, 21:19   #215
Аватар для Дедушка Крылов
Сообщений: 2,424
Очки репутации: 16,664
Адрес: С марта 1841 года до конца жизни квартировал в доходном доме Блинова на 1-й линии Васильевского остр
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от @ДД Посмотреть сообщение
а по поводу Гончарока что скажешь?
родился в Питере....но кушать хочется всегда, вот и строчит
__________________
Похороны были пышными. Граф Орлов— второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог. :ct:
Дедушка Крылов вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием
Старый 04.01.2020, 22:28   #216
Сообщений: 19,204
Очки репутации: 273,816
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию


Кропоткин П.
Анархия, ее философия, ее идеал.


Аннотация

В настоящее издание вошли статьи Петра Кропоткина, крупного русского ученого, революционера, одного из главных теоретиков анархизма. Простым, изящным слогом в них изложены основные начала анархии и критика общества: его понятий о государстве, о политических правах, о представительном правлении, о централизации и власти. Работы Кропоткина до сих пор не утеряли интереса, они написаны легко и занимательно и рассчитаны на самый широкий круг читателей.

Сообщение добавлено в 22:20


Кропоткин П.А.
ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ среди животных и людей как ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА.
(С приложениями Федорова А.Ю., Гольдсмита М.И., Рублёва Д.И.) № 18. Изд. 4, стереотип.Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. (С приложениями Федорова А.Ю., Гольдсмита М.И., Рублёва Д.И.)


Аннотация

Предлагаемая читателям книга, написанная выдающимся отечественным философом и общественным деятелем, теоретиком анархизма П.А.Кропоткиным, является одним из наиболее известных его произведений, наряду с такими книгами, как "Речи бунтовщика" и "Хлеб и воля". Эта книга была (и до сих пор является) одной из важнейших работ, с научных позиций доказывающих состоятельность предлагаемой анархо-коммунистами программы социально-экономических преобразований.
Свои идеи П.А.Кропоткин черпал как из биологии (жизнь мира животных), так и из своих исторических исследований, а также современной ему общественной жизни. При этом он писал о взаимопомощи как о явлении, отнюдь не отрицающем конкурентные отношения. В наше время нередко можно услышать выводы ученых, близкие теории П.А.Кропоткина, что подчеркивает актуальность данного произведения и сейчас, в начале XXI столетия.
Настоящее издание осуществлено с наиболее полного варианта работы, включающего приложения и предисловия автора; это было последнее издание, которое П.А.Кропоткин подготовил к выходу в свет со всеми необходимыми правками.
Книга адресована философам, историкам, обществоведам, а также всем читателям, интересующимся наследием русской и мировой социалистической мысли.

Сообщение добавлено в 22:22

Оглавление

Предисловие. Петр Кропоткин и идеи взаимопомощи в двадцатом веке (А.Ю.Федоров) Вступительная статья. Из области научно-философских взглядов П.А.Кропоткина (М.И.Гольдсмит) Предисловие (к изданию 1922 г.) Предисловие к первому русскому изданию Введение Глава I. Взаимная помощь у животных Глава II. Взаимная помощь у животных (Продолжение) Глава III. Взаимная помощь среди дикарей Глава IV. Взаимная помощь среди варваров Глава V. Взаимная помощь в средневековом городе Глава VI. Взаимная помощь в средневековом городе (Продолжение) Глава VII. Взаимная помощь в современном обществе Глава VIII. Взаимная помощь в современном обществе (Продолжение) Заключение Приложение 1 1.Рои бабочек, стрекоз и т.д 2.Муравьи 3.Взаимная помощь у воробьев 4.Сообщества для гнездования 5.Помогают ли большие птицы маленьким при перелете? 6.Количество общительных животных в Экваториальной Африке 7.Общительность животных 8.Оранг-утаны были некогда более общительны 9.Препятствия избыточному размножению 10.Приспособления во избежание борьбы за существование 11.Происхождение семьи 12.Уничтожение частной собственности на могиле 13."Неделеная семья" 14.Происхождение гильдий 15.Рынок и средневековой город 16.Сельская община в Англии. Современные ее следы 17.О сельской общине в Швейцарии 18.Еще примеры взаимной помощи, существующей теперь в деревнях Голландии 19.Кооперация в России Приложение 2 Неизвестная рукопись П.А.Кропоткина (Д.И.Рублев) Рабочие и интеллигенты

Сообщение добавлено в 22:22

Предисловие

Петр Кропоткин и идеи взаимопомощи в двадцатом веке
Книга, которую Вы держите в руках -- наиболее полный вариант работы П.А.Кропоткина, последнее издание, которое автор успел подготовить к публикации со всеми необходимыми правками. Перевод с английского был сделан В.П.Батуринским под редакцией автора. Впервые книга Петра Кропоткина вышла в свет в далеком уже 1902 году. Это одно из наиболее известных и важных его произведений, наряду с такими книгами, как "Речи бунтовщика" и "Хлеб и воля", составляющих основу анархо-коммунистической теории -- наиболее распространенного течения анархистской мысли.
Стоит сделать важное замечание, касающееся цельности теории анархистского коммунизма. Дело в том, что в работах Кропоткина некоторые проблемы, важные для повседневной жизни человека, оказались либо обойдены вниманием, либо затронуты лишь в слабой степени (в частности -- проблема семьи и брака). По этой причине труды Петра Алексеевича лучше всего рассматривать не изолированно, но в совокупности с работами других теоретиков данного направления общественно-политической мысли, затронувших нереш╕нные им вопросы. Речь идет, в первую очередь, о книгах Жана Грава (1854--1939), Элизе Реклю (1830--1905), Александра Беркмана (1870--1936), Эррико Малатесты (1853--1932), Эммы Гольдман (1869--1940). Даже при всей энциклопедичности познаний Петра Кропоткина, он был не в состоянии объять необъятное и рассмотреть все проблемные вопросы, связанные с теоретическими построениями безгосударственной общественной модели. Что же касается книги "Взаимопомощь", она была (и до сих пор является) одним из важнейших произведений, с научных позиций доказывающих состоятельность предлагаемой анархо-коммунистами программы социально-экономических преобразований.
Свои идеи Кропоткин черпал из животного мира и каждодневной общественной практики окружающих, а также из своих исторических исследований (в частности -- изучения средневековых городских коммун в Западной Европе). Изучение практики взаимопомощи в животном мире он начал еще в 1860-е годы, находясь на службе в Сибири, в Амурском казачьем войске. Тогда же Кропоткин проводил геологические исследования, имевшие большое значение для развития теории о ледниковых периодах, на что особо обращает внимание один из его биографов Вячеслав Маркин, отмечающий также фундаментальность его исследований идей взаимопомощи, находящих подтверждение в работах современных биологов. В 1868 году его избирают членом Русского географического общества. Уже после своего ареста (22 марта 1874 года) он заканчивает свой труд "Исследования о ледниковом периоде" в Петропавловской крепости. Все необходимое для работы было предоставлено ему по личному распоряжению императора Александра II.
На рубеже XIX--XX веков, когда Петр Кропоткин писал "Взаимную помощь", еще сильны были в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки общинные крестьянские традиции. Их влияние достаточно ярко проявилось в революциях 1900--1930-х годов. Вопреки ожиданиям традиционного марксизма революции в этот период начались не в странах с наиболее развитой промышленностью, а, напротив, в отсталых странах, таких как Мексика, Россия и Испания. Ленин в этом смысле не сильно отошел от прогнозов развития революционных процессов, данных в трудах К.Маркса. Ведь он предполагал, что революция начнется в России лишь в связи с тем, что данная страна является слабым звеном цепи в международной капиталистической системе. При этом единственным шансом для победы социализма в нашей стране он предполагал развитие революции в международном масштабе. До тех пор пока этого не произошло, задача российских социал-демократов заключалась в том, чтобы способствовать развитию буржуазно-демократических революционных тенденций в России. В 1917 -- начале 1920-х годов он в╕л речь уже о развитии здесь отношений государственного капитализма по образцу тех экономических порядков, которые были установлены в Германии в период Первой мировой войны. В России эти порядки стали известны под названием "военного коммунизма". Позже эта же тенденция проявилась в Испании 1930-х годов, когда ИККИ Коминтерна выдвинул тезис о неуместности и несвоевременности проведения в Испании социалистических преобразований. "Своевременной" же была признана задача развития здесь буржуазно-демократической и антифашистской революции.
В свою очередь анархо-коммунисты исходили из того, что коммунистическая революция возможна в любой стране, где получили развитие идеи и практика взаимопомощи и солидарности в обществе. Мюррей Букчин (1921--2006), американский экоанархист, последователь П.А.Кропоткина, показал в ряде своих работ, что как российская (1917--1921), так и испанская (1936--1939) революции имели в своей основе противоречие между сохранявшимися общинными традициями и проводимой индустриализацией, выталкивавшей массы сельского населения на работу на городских заводах и фабриках. Традиции общинной сельской жизни и труда противостояли развитию фабричной дисциплины. Нагляднее всего это проявилось в махновском движении на Украине и в испанских либертарных коммунах в Арагоне, Леванте, Каталонии, Андалусии, Кастилии, Новой Кастилии, Эстремадуре и др. Особенно характерно, что в Испании анархо-синдикалистские преобразования были наиболее радикальны в регионах, связанных с сельскохозяйственным производством (в первую очередь -- в Арагоне). В промышленности же, по словам испанского анархо-синдикалиста и участника гражданской войны в Испании Гастона Леваля (1895--1978), был создан своеобразный "рабочий неокапитализм". Да и сама практика радикального, революционного рабочего профсоюзного движения, частью которого был и является анархо-синдикализм, демонстрирует собой один из примеров общественной солидарности и взаимопомощи.
Во второй половине XX века под воздействием реалий экономических систем кейнсианского (в странах Запада) или государственного (в СССР и странах так называемого "социалистического лагеря") капитализма, общества потребления, распространения массовой культуры в наиболее экономически развитых капиталистических странах человек оказался в значительной мере атомизирован. Последние остатки коллективистского сознания все активнее вытесняться крайним эгоизмом. На этом фоне идеи Петра Кропоткина о взаимопомощи как ведущем факторе эволюции могли бы показаться устаревшими и потерявшими какую бы то ни было актуальность, если бы не тот факт, что очаги "коллективности" продолжают существовать и в наше время. Наиболее характерным примером в этом смысле может быть феномен городских сообществ в Соединенных Штатах. Кроме того, в пользу теории Кропоткина говорит и развитие во второй половине двадцатого столетия (прежде всего в Западной Европе и Северной Америке) зеленого и альтерглобалистского движений. Интересный материал, подтверждающий состоятельность идей Петра Алексеевича Кропоткина, дают такие явления, как движение безземельных крестьян в Бразилии, сопротивление неолиберализму в Аргентине в начале 2000-х годов, сапатистское движение в Мексике. Все это наглядно показывает, что взаимопомощь и в наше время не миф, а вполне реальная повседневная общественная практика.
Стоит отметить и еще один немаловажный момент, а именно -- феномен тоталитарных движений на примере сталинского СССР, фашистской Италии Муссолини и гитлеровской Германии. В этих странах в означенные периоды диктаторские режимы держались во многом за счет развития корпоративизма, своеобразной замены коллективистских отношений (своего рода -- "негативного коллективизма"). Такая же ситуация характерна и для современных капиталистических государств, проявляясь в рамках институтов "социального партнерства". Конечно, это далеко не те идеалы, которые призывал воплощать в жизни Кропоткин. Однако и эти факты демонстрируют, насколько важными факторами общественной жизни даже в эпоху массовой атомизации являются взаимопомощь, коллективизм, общинность и солидарность; даже в условиях, когда государство и капитал стараются всеми силами их использовать в собственных интересах, стремясь нивелировать, нейтрализовать потенциальное общественное недовольство.
Кроме того, стоит отметить еще один примечательный момент, наглядно демонстрирующий влияние взаимопомощи в нашей повседневной жизни. Так, при тушении пожаров, охвативших территорию Российской Федерации летом 2010 года, активную роль в борьбе с огн╕м играли отряды добровольцев, создававшиеся по сетевому принципу через Интернет. Это была низовая инициатива, пусть и не имевшая массового характера. Как отмечает Александр Бабаев, координатор одного из боровшихся с пожарами добровольческих отрядов, в интервью для сайта rabkor.ru, "у нашего общества есть будущее, пока существуют искренние люди, готовые жертвовать своим временем, комфортом, спокойствием для того, чтобы помочь решить общую проблему. Я надеюсь, что именно эти люди не позволят нашему обществу окончательно деградировать и развалиться. Пока есть люди, готовые пусть даже голыми руками бороться с общей бедой, общество живо".
Стоит помнить, что П.А.Кропоткин писал о взаимопомощи как о явлении, отнюдь не отрицающим конкурентные отношения. Показательно, что и здесь он противопоставлял "взаимопомощь внутривидовую" конкуренции, имеющей место исключительно между различными видами животных, но не в рамках одного из них. И в наше время можно услышать выводы уч╕ных, близкие теории Кропоткина. Весьма интересным с этой точки зрения представляется заявление группы ученых под руководством Сэма Брауна из Оксфордского университета о том, что "конкуренция между бактериями приводит к развитию болезней". Мы полагаем, что точно так же и общество, в котором прогрессирует развитие конкуренции под воздействием рыночных отношений, постепенно разлагается и гибнет, если в качестве "противоядия" не действует взаимопомощь и солидарность. В этом ключе стоит рассматривать статью экосоциалиста Андре Горца (1923--2007) "Общественная идеология автомобилизации" (1973), в которой он рассматривает пагубные последствия развития массового потребительского общества на примере распространения частного автотранспорта.
И в начале XXI столетия книга Петра Кропоткина отнюдь не утратила своей актуальности. Изложенные в ней идеи и по сей день являются важной частью наследия радикальной социалистической мысли в целом и анархо-коммунистической в частности.
А.Ю.Федоров, 2010 г.


Сообщение добавлено в 22:23

Об авторе



Кропоткин Петр Алексеевич Выдающийся отечественный философ и политический деятель, теоретик анархизма, историк, географ, литератор. Родился в Москве, в семье генерал-майора. Происходил из древнего рода Рюриковичей. По окончании Пажеского корпуса (1862) был произведен в офицеры. Несколько лет служил в Сибири, участвовал в экспедициях в Восточной Сибири и Маньчжурии. В 1867 г. ушел в отставку и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1868 г. избран членом Русского географического общества. В 1872 г. встретился в Бельгии и Швейцарии с представителями революционных организаций. В 1874 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1876 г. бежал, покинул Россию и более 40 лет прожил в эмиграции. Был одним из организаторов и теоретиков международного анархистского движения. В июне 1917 г. вернулся в Россию, где отказался войти в состав Временного правительства. Поддерживал отношения с представителями различных политических движений, встречался с В. И. Лениным. П. А. Кропоткин — крупнейший ученый-энциклопедист, автор работ по самым разным отраслям знаний — географии, геологии, биологии, философии, истории, литературоведению. Значительную часть его трудов составляют теория анархизма, политическая публицистика, революционная пропаганда. Его общественным идеалом был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путем будет ликвидирована частная собственность. Будущее общество П. А. Кропоткин представлял в виде вольного федеративного союза самоуправляющихся единиц — общин, территорий, городов и пр., над которыми не тяготеет центральная власть и которые строят свои взаимоотношения на принципе добровольности и «безначалия».

Сообщение добавлено в 22:26


Кропоткин П.А.
Речи бунтовщика.
Пер. с фр. Изд. 6, испр.


Аннотация

Вниманию читателей предлагается одна из первых и главных работ выдающегося отечественного философа, историка и общественного деятеля, теоретика анархизма П.А.Кропоткина (1842--1921). Написанная в 1885 году за границей, она была впервые опубликована на русском языке в 1906 году. Автор не только вскрывает язвы буржуазного общества и обосновывает неизбежность грядущей революции, но и исследует пути, ведущие к подлинному равенству людей, намечает свой идеал будущего общества.
Книга адресована философам, историкам, политологам, а также всем, кто интересуется наследием русской общественной мысли и кому небезразлично будущее нашего Отечества.

Сообщение добавлено в 22:27

Оглавление

Петр Кропоткин и его первая книга (Д. И. Рублeв)......4
1. Современное положение......10
2. Разложение государств......16
3. Необходимость революции......21
4. Грядущая Революция......27
5. Политические права......33
6. К молодым людям......39
7. Война......62
8. Революционное меньшинство......69
9. Порядок......76
10. Коммуна......82
11. Парижская Коммуна......93
12. Аграрный вопрос......108
13. Представительное правительство......123
14. Закон и власть......156
15. Революционное правительство......181
16. Все социалисты!......196
17. Дух восстания......202
18. Теория и практика......227
19. Экспроприацияю......233

Сообщение добавлено в 22:28

Петр Кропоткин и его первая книга

Петра Алексеевича Кропоткина по праву можно считать одним из наиболее выдающихся классиков анархистской мысли. Он не сражался на баррикадах во время революций, как Михаил Бакунин, не был руководителем повстанческих анархистских армий, как Нестор Махно и Буэнавентура Дуррути. Петр Алексеевич был выдающимся теоретиком, одним из создателей концепции анархо-коммунизма. Его идеи с конца XIX в. и по сей день оказывают влияние на массовые социальные движения, борющиеся за социальную справедливость и свободу личности. Учеником Кропоткина считал себя Нестор Махно, руководитель Революционной повстанческой армии Украины (противостоявшей в 1917--1921 гг. белым, красным, украинским националистам), пытавшийся осуществить анархистский социальный эксперимент на Украине. Идеи Кропоткина далеко не безуспешно пытались воплотить на практике и испанские анархисты в 1936--1939 гг., противостоявшие в годы гражданской войны в блоке с различными левыми силами диктатуре Ф.Франко. Разработанная Кропоткиным концепция анархо-коммунизма до наших дней является основополагающей для анархистского движения во всем мире. Впрочем, влияние идей Петра Алексеевича не ограничивается анархистским движением. Ученый-энциклопедист, он оказал серьезное влияние на развитие естественных и общественных наук. Как географ он известен участием в многочисленных экспедициях в Сибири, Маньчжурии, на Дальнем Востоке в 1860--1870-е гг. В области геологии Петр Алексеевич является одним из создателей ледниковой теории. В области биологии и социологии он известен в качестве автора концепции "биосоциологического закона", гласящего, что внутривидовая взаимопомощь ("инстинкт общительности") является одним из наиболее важных факторов эволюции животного мира. Идеи Кропоткина во многом пересекаются с принципами современных экологических движений. Петр Алексеевич был одним из первых социальных мыслителей, доказывавших, что корни социального поведения, альтруистической этики человека, гармоничной жизни следует искать в природе, разрыв же с ней неизбежно ведет к деградации и гибели человечества. Столь же интересны и экономические идеи Кропоткина, обосновывавшего необходимость преодоления стихии рыночной экономики, но при этом, вслед за М.А.Бакуниным, предупреждавшего об опасности установления господства бюрократии. Системе государственного социализма, популярной в конце XIX -- начале XX вв., Петр Алексеевич Кропоткин противопоставлял идею самоуправления трудящихся на производстве и демократического планирования, основанного на заказах потребителей. Развиты в его трудах и идеи преодоления индустриального централизованного производства, перехода к экономике сетей. В качестве альтернативы этой системе он предлагает переход к экономике сетей, малым и гибким технологиям, интеграции интеллектуального и физического труда, соединения производства с потреблением, индустрии с сельским хозяйством. В конце XX -- начале XXI вв. эти идеи, во многом, востребованы современными "левыми" и нашли своих продолжателей в лице теоретиков экосоциализма А.Горца и М.Букчина.

Оскар Уайльд считал жизнь Кропоткина "совершенной жизнью", а Бернард Шоу назвал его "одним из святых столетия". И действительно, его жизнь раскрывает в нем личность, исключительную по своим нравственным качествам. Кропоткин родился в 1842 г. в семье генерал-майора. Представитель знатного княжеского рода, ведущего происхождение из династии Рюриковичей, получивший прекрасное образование, добившийся в молодые годы больших успехов в географических исследованиях, он отказался от блестящей военной и научной карьеры и посвятил себя революционному движению. В выборе своего жизненного пути он, как и многие революционеры-народники, руководствовался этическими принципами. Ведущую роль здесь сыграло осознание долга перед крестьянством, за счет труда которого столетиями жило российское дворянство и представители других привилегированных слоев общества. И это не был выбор юнца, увлекшегося громкими радикальными идеями и интеллектуальными изысками. Служивший офицером в Сибири и там лично расследовавший дела о злоупотреблении властью, работавший над проектами реформ, Кропоткин на практике пришел к выводу о необходимости коренного изменения существующей политической и экономической системы. С 1872 г. в Швейцарии он примыкает к анархистскому движению и вступает в I Интернационал. Затем становится одним из руководителей народнической анархистской организации "чайковцев", ведет пропаганду среди рабочих.

Кропоткин неоднократно подвергался преследованиям со стороны правительства. В 1874--1876 гг. он был в заключении в Петропавловской крепости, в 1883--1886 гг. находился во французских тюрьмах. С лета 1876 г., совершив побег из тюремного госпиталя в Санкт-Петербурге, Кропоткин скрылся за границу. В эмиграции он участвовал в деятельности анархистского и социалистического движения Швейцарии, Франции, Англии, оказывал серьезную помощь российским анархистам. Здесь были написаны главные книги его жизни, среди которых: "Хлеб и воля", "Современная наука и анархия", "Взаимопомощь как ведущий фактор эволюции", "Великая французская революция", мемуары "Записки революционера", исследование "В русских и французских тюрьмах" и др.

Лишь Февральская революция 1917 г. дала возможность Кропоткину вернуться на родину. Считая ошибочным поддерживать революцию в условиях Первой мировой войны, временно отойдя от политики, он все же остался анархистом. Так, заявив, что считает "ремесло чистильщика сапог более честным и полезным", он отверг предложение председателя Временного правительства А.Ф.Керенского, который был готов назначить Петра Алексеевича на любой министерский пост. Кропоткин поддержал Октябрьскую революцию 1917 г., категорически протестуя против вооруженного вмешательства стран Запада в ход Гражданской войны в России. При этом он осуждал и диктатуру большевистской партии, подавление свободы слова, политику "красного террора". Кропоткин неоднократно хлопотал перед В.И.Лениным об освобождении арестованных анархистов, общественных деятелей, представителей интеллигенции. Весной 1918 г. с семьей он переехал в город Дмитров. Здесь, несмотря на слабое здоровье и голод, продолжал работать над главным трудом своей жизни, "Этикой". В феврале 1918 г. Петр Алексеевич Кропоткин скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

"Речи бунтовщика" -- это большой теоретический труд Кропоткина, в котором он впервые сформулировал в целостном виде свою концепцию анархического коммунизма. В нее вошли статьи, написанные Петром Алексеевичем в 1879--1882 гг. для анархистской газеты "Бунтовщик" ("Le Rйvoltй"), которая и дала название книге. "Речи бунтовщика" впервые вышли в 1885 г., в годы пребывания Петра Алексеевича во французской тюрьме.

На страницах этой книги читатель найдет немало интересных мыслей, актуальных и в наши дни. Чего стоит хотя бы данная в главе "Представительная демократия" критика парламентаризма, некомпетентности депутатов, предвыборных махинаций, манипуляций сознанием избирателя со стороны политиков. Безусловно, заслуживают внимания мысли Кропоткина о необходимости развития в различных странах, регионах производства, ориентированного на потребности местного населения, а не только на конъюнктуру рынка. Очень актуальная для современной России и других стран мира проблема преодоления ориентации на добычу и продажу ресурсов уже в то время была осознана Кропоткиным. Кстати, в ряде своих работ он предрекал и грядущий экономический подъем стран Юго-Восточной Азии, и даже интенсивное экономическое развитие Китая, постепенно превращающегося в производителя потребительских товаров для всего мира. "Что же будет, -- писал он в 1905 г., -- когда и китайцы начнут подражать японцам и также начнут наводнять всемирный рынок своими ситцами, шелками, железом и машинами?" И отвечал на этот вопрос: "Судя по тому, что мне пришлось видеть в этой стране, я убежден, что раз китайцы начнут работать на европейских машинах -- а они уже начали, -- то они будут производить с большим успехом и в большем масштабе, чем японцы....Китай никогда не будет серьезным потребителем Европы, так как может производить сам гораздо дешевле. Когда китайцы возымеют потребность в товарах европейского образца, они они начнут вырабатывать их сами. Беда будет Европе, если она все еще будет рассчитывать на иностранных потребителей в то время, когда в Китай проникнет паровая машина".

Весьма актуальны и предлагаемые на страницах книги идеи организации общественного самоуправления коммун, объединений жителей городов. Их задача -- освободить граждан от всевластия бюрократии, весьма часто злоупотребляющей своим общественным положением. В наше время мы наблюдаем подобные тенденции в современных социальных движениях. Их участники в 1960 -- 2000-х гг. весьма часто выстраивали структуру своей организации на основе полновластных общих собраний граждан и подконтрольных им советов делегатов. Наиболее яркими примерами здесь можно считать массовые антикапиталистические движения в иракском Курдистане (1991), Албании (1997), алжирском регионе Кабилия (2001--2002), Аргентине (2001--2002), рабочие и студенческие движения во Франции против реформы образования (весна 1995 г.) и контракта "первого найма" (январь -- апрель 2006 г.). "Свобода -- не именинный подарок. Ее нужно взять, даром она никому не дается", -- такова центральная мысль учения Кропоткина. И достаточно своевременной можно считать эту мысль для сегодняшних дней. Современный человек в условиях нарастания социально-экономических, экологических, геополитических проблем сталкивается с необходимостью не только защиты своих прав и интересов, но и поиска социальной альтернативы. Книга П.А.Кропоткина дает полноценный материал для таких поисков.

Кандидат исторических наук
Д.И.Рублёв
__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 05.01.2020, 01:32   #217
Сообщений: 19,204
Очки репутации: 273,816
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию


Мартынов М.
Язык русского анархизма.


Аннотация

В книге рассматриваются основные параметры русского анархического дискурса и описываются языковые средства их создания. Автор анализирует значимые для построения и функционирования анархического дискурса понятия ("народная правда", "путешествие", "анонимность", "пранк", "стёб", "хэппенинг", "фрагмент", "художественный авангард" и др.) и принципы (полисемичность, антиидеологичность, "недоопределенность", трансграничность др.). Показывается их связь с особенностями анархического мировоззрения. Исследование предполагает междисциплинарное взаимодействие различных областей гуманитарного знания и может быть адресовано лингвистам, философам и всем интересующимся анархистской проблематикой.

Сообщение добавлено в 01:02


Пирумова Н.М.
БАКУНИН:
Подробнейшее жизнеописание, в котором ярко прорисовывается ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЛИК русского мыслителя-революционера.


Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга о жизни и деятельности одной из самых сложных и противоречивых фигур русского и европейского революционного движения --- Михаила Александровича Бакунина. Критика социального неравенства, угнетения, эксплуатации, призывы к мировой революции сочетались у него с индивидуализмом, с требованием абсолютной свободы личности и ликвидации государства, отрицанием всякого авторитета.
Читатель узнает из книги о детстве и юности М.А.Бакунина, его дружбе с известными людьми того времени, в том числе В.Г.Белинским и А.И.Герценом, жизни в эмиграции и активном участии в революционных событиях в Европе, его полемике с Карлом Марксом и борьбе за главенство в I Интернационале, приведшей в итоге к расколу этой организации.
Книга рекомендуется историкам, обществоведам, политологам, философам, а также всем, кто интересуется наследием русской общественной мысли и кому небезразлично будущее нашего Отечества.

Сообщение добавлено в 01:05

Оглавление

Предисловие Глава I.От "премухинской гармонии" до категорий Гегеля Глава II."Быть свободным и освобождать других..." Глава III."За нашу и вашу свободу" Глава IV.Цена свободы Глава V."Дружеское и союзное возле" Глава VI.Концы и начала Глава VII."Альянс" Глава VIII.Бакунин и Нечаев Глава IX.Раскол Глава X.Последние годы Заключение Основные даты жизни и деятельности М.А.Бакунина Краткая библиография


Об авторе



Пирумова Наталья Михайловна Доктор исторических наук, исследователь истории общественного движения в России XIX века. В 1945 г. окончила экстерном вечерний педагогический институт в Ташкенте. В послевоенные годы работала учительницей в Москве, одновременно занимаясь журналистикой в местной московской прессе. Позже стала научно-техническим сотрудником в Академии общественных наук, а с 1953 г. — редактором Госполитиздата, откуда затем перешла в издательство "Большая советская энциклопедия". В 1954 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию "Взгляды А. И. Герцена на русский исторический процесс". В 1962–1995 гг. работала в Институте российской истории РАН (ранее Институт истории СССР, Институт истории АН СССР). В 1980 г. в качестве докторской диссертации ею была защищена монография "Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция" (1977). Со второй половины 1950-х гг. Н. М. Пирумова разрабатывала вопросы истории общественного и освободительного движения в России; эта тематика стала главной в ее научном творчестве. С 1970-х гг. она также исследовала историю земства в России. Широкую известность получила ее книга о жизни М. А. Бакунина, обрисованной в широком контексте европейской истории; эта книга вышла в знаменитой серии "Жизнь замечательных людей". Всего за 1961–1990 гг. у нее вышло восемь книг, в том числе работы о земстве и земской интеллигенции, об идеологах общественного движения, выдающихся русских социалистах и анархистах — А. И. Герцене, М. А. Бакунине, П. А. Кропоткине. Она также получила известность и как педагог, вдохновивший многих молодых исследователей на разработку малоизвестных страниц жизни русского общества в ХIХ и в начале ХХ столетия; под ее руководством было защищено более 20 кандидатских диссертаций.

Сообщение добавлено в 01:12


Рублёв Д.И.
«Науко-политическое сословие» и «диктатура интеллектуалов»:
Проблема «интеллигенция и революция» в анархистской публицистике России конца XIX -- начала XX веков.


Аннотация

Монография является первым исследованием представлений теоретиков российского анархизма конца XIX – начала XX вв. о роли интеллигенции в системе общественных отношений. Детально проанализированы анархистские концепции интеллигенции, выявлены источники их формирования. Автор показал влияние критики анархистами радикальной интеллигенции на развитие анархистского движения, в частности — на становление его социальной базы.
Книга ориентирована на исследователей-историков, политологов, культурологов, философов, преподавателей и студентов, а также — всех, кто интересуется историей социальных движений и общественно-политической мысли.

Сообщение добавлено в 01:14

Оглавление

Введение Глава 1.Социокультурные истоки представлений российских анархистов о роли интеллигенции в революции 1. Становление анархистских концепций революционной интеллигенции в контексте особенностей исторического развития России 2. Западноевропейское влияние на формирование представлений об интеллигенции в российском леворадикальном движении Глава 2.Проблема "интеллигенция и революция" в работах анархистских публицистов России конца XIX -- начала XX вв. 1. Роль интеллигенции в анархистском движении России конца XIX -- начала XX вв. 2. Формирование образа революционера- интеллигента в российской анархистской публицистике 3. Анархистская публицистика о роли интеллигенции в революционном движении и общественном развитии: основные подходы Глава 3.Образ интеллигенции в анархистской публицистике и его влияние на формирование антиинтеллигентских настроений в среде рабочих (конец XIX -- начало XX вв.) 1. Антиинтеллигентские рабочие группировки в России. Идейно-теоретические и тактические установки 2. Основные факторы формирования антиинтеллигентских настроений в рабочей среде 3. Антиинтеллигентски настроенные рабочие как часть социальной базы анархистских организаций Заключение Библиографический список Именной указатель Summary

Сообщение добавлено в 01:15

Об авторе



Рублев Дмитрий Иванович Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Российского госу-дар-ственного аграрного университета — МСХА им. К. А. Тимирязева. Основатель (совместно с доктором исторических наук В. В. Дамье) серии «Размышляя об анархизме».

Сообщение добавлено в 01:18


Рябов П.В.
АНАРХИЗМ:
От Прудона до новейшего российского анархизма


Аннотация

В монографии историка, философа, публициста, доцента кафедры философии МПГУ и активиста анархического движения Петра Рябова рассматриваются различные вопросы истории и теории анархизма, а также современного анархического движения и мировоззрения. Среди героев книги: Пьер Жозеф Прудон, Уильям Моррис, Михаил Бакунин, Александр Герцен, Варлаам Черкезов, Алексей Боровой, а также некоторые наиболее яркие фигуры современного российского анархизма (1990–2000-х годов). Также в монографии освещена деятельность Конфедерации анархо-синдикалистов, рассказывается об экологических, просветительских и издательских начинаниях современных российских анархистов.
Автором также рассмотрены вопросы об отношении анархизма и феминизма, дана либертарная критика Интернета и технического прогресса, сопоставляется демократия и анархия, предлагается либертарный взгляд на Великую Российскую Революцию 1917–1921 годов, присутствуют размышления о возможных организационных формах существования и развития современного анархического движения.
Монография адресована студентам, школьникам и всем, кто интересуется историей и современным состоянием либертарной мысли и освободительного движения в России и мире.

Сообщение добавлено в 01:21

Оглавление

Часть 1. От Пьера Прудона до Алексея Борового 8
Глава 1. Отец Матери Порядка Пьер Жозеф Прудон 8
Глава 2. Уильям Моррис: апостол благой вести ниоткуда 15
Глава 3. Прометей Европы (к 200-летию со дня рождения Михаила Александровича Бакунина) 27
1. "Прямухинская гармония" и кружок Станкевича 27
2. От метафизики -- к революции 31
3. Революция 1848-1849 годов: Париж -- Прага -- Дрезден 33
4. "Прометей прикованный": смертные приговоры, крепости, ссылка в Сибирь 35
5. "За вашу и нашу свободу!" 38
6. От Лиги Мира и Свободы -- к Международному Товариществу Рабочих 43
7. Борьба с Марксом 51
8. Философские взгляды Бакунина 54
9. Конец жизни: смерть и бессмертие 58
Список литературы 62
Глава 4. Мой Мишель 63
Глава 5. Михаил Бакунин и Александр Герцен: друзья, единомышленники, оппоненты (штрихи к вопросу) 67
Глава 6. Мыслитель-анархист Варлаам Черкезов: "наука человечности" против "науки партии" 91
Примечания 113
Глава 7. "Былое и Думы" Алексея Борового (мистерия Жизни в зеркале воспоминаний романтика-анархиста) 116
Приложение. Боровой А. А. "Моя жизнь". Воспоминания (Глава VII. Как я стал анархистом) 149
Глава 8. Петр Кропоткин и Алексей Боровой: от классического к постклассическому анархизму 169
Глава 9. "Человек без кавычек" и "джентльмен с насмешливой физиономией" в "хрустальном дворце" (о неопубликованной книге А. А. Борового "Достоевский") 199
Глава 10. Алексей Боровой и фрейдизм (по архивным источникам) 249
Библиография 260
Глава 11. Идея Университета в творчестве Алексея Алексеевича Борового 261
Литература 292
Глава 12. Выдающиеся деятели российского анархического движения 1917-1928 годов глазами Алексея Алексеевича Борового (портретные зарисовки по неопубликованным архивным источникам) 293
Глава 13. Философия постклассического российского анархизма -- terra incognita для историко-философских исследований (к постановке проблемы) 305
Часть 2. Из истории новейшего российского анархизма: портреты, силуэты, вехи, эпизоды, воспоминания 316
Глава 1. "Бабушка русского анархизма" Наталья Михайловна Пирумова и ее последняя книга о Михаиле Бакунине 316
Глава 2. Рабочий активист Петр Петрович Сиуда: жизнь и судьба 329
Глава 3. Пламя погасшей свечи (Николай Муравин: двадцать лет спустя) 338
Глава 4. Он был... 354
1. Не каждого 354
2. Две смерти: 2009-1989 354
3. Миф 356
4. "Криминальный медик" 358
5. "Что на языке у пьяного..." 360
6. Быть, а не иметь 361
7. Пацифист-"полпотовец" 362
8. "Мой дом здесь. Иван" 363
9. Незаменнимость 364
10. Кто и за что? 364
11. Ангел-"Хранитель" 365
12. Не жертва! 366
13. Братство 367
Глава 5. Конфедерация анархо-синдикалистов: двадцать лет спустя (неюбилейные заметки) 369
1. Мифы и легенды 369
2. В начале было слово: КАС 370
3. Навстречу съезду 373
4. Съезд 375
Глава 6. "Великий Отказ": краткая история одного анархического журнала 378
1. Начало и замысел 380
2. Что у нас получилось? 385
Глава 7. 1 мая 2002 года 390
Глава 8. Беспартшкола-2 394
Глава 9. "Вясёлка"-1998: как это было (краткий очерк антиатомной анархической кампании) 399
Часть 3. "Философия пробудившегося человека": мысли и наброски к теории и практике анархизма 404
Глава 1. Теория классического и современного анархизма: попытка конструктивно-критического анализа 404
1. "Философия пробудившегося человека" 405
2. Анархизм: сегодня, здесь, сейчас 413
3. Современный анархизм: соотношение теории и практики 421
Глава 2. Демократия и Анархия: два противоположных пути или два шага по одной дороге? (размышления по поводу статьи Мити "Демократия и диктатура. Две стороны деспотизма капитала", опубликованной в "Автономе" № 28) 428
Глава 3. Похвальное слово А. Д. 440
Глава 4. Не спешите попасться в эту Сеть! (исповедь ретрограда) 444
1. Кредо ретрограда 444
2. Довод первый: о "прогрессе" и "отсталости" 446
3. Довод второй: удобство и скорость 447
4. Довод третий: безграничная коммуникация 448
5. Довод последний: средство или цель? 450
Глава 5. Разделяй и... освобождайся? (гильотина сепаратизма как средство от головной боли патриархата) 452
1. Анархизм без феминизма неполон. Феминизм без анархизма тоже 452
2. Феминизм -- не монополия одного из полов 454
3. Разнообразные анархизмы, разнообразные феминизмы 457
4. Новые мифы и стены вместо старых или: не "все бабы -- дуры", но зато "все мужики -- сволочи"? 459
5. Быть мужчиной -- не преступно, быть женщиной -- не унизительно. Но как стать человеком, как стать самим собой -- "по ту сторону мужского и женского"? 462
6. Солидарность или сепарация? 465
Глава 6. В принципе... (реплика обывателя) 467
Глава 7. Анархия -- это, конечно, не хаос: Но и не партия! (отповедь на Исповедь неоплатформиста) 469
1. Анархизм: между аморфизмом и платформизмом 469
2. Махно нам друг, но анархизм дороже 471
3. АД -- Действие Автономное, а не Партийное! 472
Глава 8. Призраки СССР: жизнь после жизни, или всё на продажу! 475
Глава 9. Державно-охранительные мифы и современная историческая мифология 478
Глава 10. 1917: Можем повторить? (неюбилейные размышления) 482
1. Письма счастья из несчастного вчера в бессмысленное сегодня 482
2. Ноябрь уж наступил... 484
3. Другая Россия, или почему мы сегодня не можем всерьез говорить о Революции? 487
4. Безъязыкость и бессловесность 489
5. Революция как момент истины... 493
6. ...И контрреволюция как момент лжи 495
7. Бывшее и не сбывшееся 499

Сообщение добавлено в 01:23

Об авторе


Рябов Петр Владимирович
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии МПГУ им. В. И. Ленина. Историк, философ, публицист, исследователь истории и философии анархизма. С 1987 г. активист анархического движения, с 2002 г. — участник организации либертарных коммунистов «Автономное действие». Автор свыше 200 работ по истории и философии, философской антропологии, истории общественной мысли, истории русской философии и античной культуры, в том числе монографий: «Великие философы» (М., 2005; совм. с Д. А. Гусевым) и «Философия классического анархизма (проблема личности)» (М., 2007). Центральные проблемы размышлений и исследований П. В. Рябова — экзистенциальная проблематика в современной культуре и история освободительного движения.

Сообщение добавлено в 01:29


Шубин А.В.
Махно и его время:
О Великой революции и Гражданской войне 1917--1922 гг. в России и на Украине.


Аннотация

В новой книге известного историка А.В.Шубина рассказывается о лидере массового повстанческого движения, анархисте Несторе Махно. Жизнь "батьки" показана на широком фоне событий революции и гражданской войны в России и на Украине. Перед глазами читателя проходит множество героев: Ленин и Деникин, Сталин и Петлюра, сибиряки и украинцы, жители столиц и деревенской глубинки. Подробно описывая развитие махновского движения, подтверждая свои утверждения ссылками на документы той бурной эпохи, автор в то же время показывает, как история страны менялась под действием масс людей, решившихся бороться за свободу и социальную справедливость. Отбиваясь от красных и белых и в то же время влияя на их политику, махновцы и другие повстанцы, о которых также идет речь в книге, стали создавать свое необычное общество самоуправления. Они потерпели поражение в неравной борьбе. Но, отступив с Украины, Махно продолжил борьбу за свои идеалы в эмиграции. Как показано в книге, он оказал немалое влияние на развитие мирового анархистского движения, которому вскоре предстояло дать бой фашизму в Испании.

Сообщение добавлено в 01:31

Оглавление

Предисловие
Глава 1. Истоки
1. Почва…
2. ...и семя
3. Азы анархизма
4. Два пути
Глава 2. 1917 год
1. Весна свободы
2. Ленин и "трон Бакунина"
3. Гуляйпольский совет
4. Не будите спящую анархию
5. Махновский синдикализм
6. Центральная рада
7. Мы начали!
Глава 3. Власть советов и советская власть
1. Октябрь на марше
2. Две Украины
3. Брестский выбор
Глава 4. 1918 год
1. Немецкое нашествие
2. Встреча с Россией
3. Немецкая оккупация и гетманат
4. Партизанская война против немецких оккупантов
5. Столкновение с Директорией
Глава 5. Красное и черное
1. Союзники
2. Военная демократия
3. Коммунистическая диктатура и крестьянская война
4. Советская Украина и кочующая Директория
5. "Добро пожаловать" или "Руки прочь"?
6. Разрыв
Глава 6. Белый натиск и крестьянская война
1. Три силы
2. Начало сибирской "махновщины"
3. Исход
4. Петлюра между молотом и наковальней
5. Второй фронт
6. Взрыв горкома
7. Махновский район в тылу белых
8. По законам военного времени
Глава 7. Своя игра
1. От Алтая до Амура
2. Снова вне закона
3. "Мирная передышка" и советско-польская война
4. Огни восстаний
5. Революционное бродило
6. Последний союз
7. Последняя война Махно
8. Третья революция
9. За что боролись?
Глава 8. Хранители опыта
1. Анархисты в эмиграции
2. "Платформа"
3. Политическое завещание Махно

Сообщение добавлено в 01:32

Об авторе



Шубин Александр Владленович Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН. Профессор Государственного академического университета гуманитарных наук и Российского государственного гуманитарного университета. Автор более 100 научных работ и 20 книг, в числе которых: «Социализм: „золотой век“ теории», «Мир на краю бездны: от глобальной депрессии к мировой войне (1929–1941)», «Анархистский социальный эксперимент: Украина и Испания (1917–1939)», «Великая депрессия и будущее России», «Великая испанская революция» (М.: URSS).
__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 18.01.2020, 14:23   #218
Сообщений: 19,204
Очки репутации: 273,816
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Кто здесь настоящий революционер и фантазер?

В этой колонке я хочу поделиться с читателем одним наблюдением. Наблюдение это вот какое: я уже давно заметил, что этатисты почти всегда ведут спор с позиций эдакой респектабельной самодостаточности и завершенности. Читая их реплики, представляешь этатиста сидящим у камина с трубочкой и коньячком.


Он снисходительно улыбается фантазерам-либертарианцам. «Ну, что тут у вас?» - спрашивает этатист. «Что вы там еще понапридумывали? Давайте-ка разберемся». В мире этатиста уже все есть и все прекрасно работает, осталось только выбрать, наконец, правильных людей и все будет вообще зашибись.
Либертарианец на этой картине выглядит как фантазер и революционер, который хочет сломать сложившийся и работающий порядок ради реализации своих фантазий.
Эта картина, конечно ошибочна. И очень важно помнить об этом. Фактически все было наоборот. Именно государственники были революционерами, ломавшими и корежившими ради собственной выгоды (ради новых налогов) сложившиеся институты. Государственники монополизировали и подчинили своим интересам правовую систему, которая появилась гораздо раньше государства. Государственники присвоили себе суды. Государственники заменили денежную систему товарных денег на фиатные бумажки, поражающие экономику регулярными кризисами. Государственники уничтожили систему добровольного социального страхования и фактически убили частную благотворительность. Государственники заменили разнообразие услуг по лечению болезней и образованию на финансируемых налогами косных и бесчеловечных монстров.
Этот список может быть очень длинным. Везде, где этатисты видят «естественные государственные функции», мы обнаружим, что до появления этих «функций» там существовала плодотворная частная деятельность. И эта деятельность была присвоена, монополизирована, извращена и исковеркана этатистами. Поэтому снисходительно-покровительственная позиция этатистов по отношению к либертарианцам ничем не оправдана. Фантазерами-революционерами являются здесь именно они.
Их позицию самоуверенной снисходительности можно объяснить, но ни в коем случае нельзя принимать. Объяснить ее можно тем, что государство уже давно закрепилось на отвоеванных у общества территориях и потому, за давностью лет дело выглядит так, будто бы оно там всегда и было. Этатисты обычно слабо подготовлены в экономике и даже истории, они просто транслируют (ошибочные) сведения из школьной и вузовской науки, которые кажутся им самоочевидными и не требующими доказательств.
Принимать такую исходную позицию в споре нельзя, она как минимум, не соответствует реальному положению дел и ставит либертарианцев в положение революционеров, стремящихся разрушить общественный порядок, каковыми они, конечно же, не являются. Логично, что тот, кто предлагает «новый порядок» должен доказывать, что он лучше старого и должен показать, чем именно лучше. Этого очень часто (если не всегда) хотят от либертарианцев и это требование основывается на ложном представлении о них, как о революционерах. Соглашаться с этим представлением нельзя даже из практических соображений, поскольку вы просто утонете в бессмысленных деталях гипотетического будущего, в котором все государственные «услуги» предоставляет свободный рынок.
Либертарианцы не предлагают никакого «нового порядка». Наоборот, именно революционеры-этатисты должны доказывать, что их система не просто работает лучше рынка, а вообще работает.


http://kontrakty.ua/article/149364
__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 26.01.2020, 23:54   #219
Сообщений: 19,204
Очки репутации: 273,816
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

Министры и зарплаты или О том, насколько украинцы ценят государство

Наш местный сегмент всемирной сети на днях всколыхнула история с министром Новосад, которая высказалась в том духе, что 36 тысяч — маленькая зарплата, на которую трудно содержать ребенка. Я не вдавался в подробности, сама министр вроде бы получает больше 36 тысяч и если что, то я тоже считаю 36 тысяч небольшим доходом, особенно, если у вас есть маленькие дети.
  • Нарушают ли либертарианцы свои принципы, когда пользуются государственными дорогами?
  • Спасительная невидимая рука или Почему нас всех еще не поубивали милиционеры?
  • Народа больше не существует или Как судьи КС разрушили современную демократию


Речь сейчас не об этом, речь о реакции украинцев на некое событие и сюжет этого события (независимо от того, соответствует ли это фактам или нет) включает министра, которая говорит о том, что 36 тысяч ей мало. Именно в таком виде этот сюжет пережевывается и комментируется.
Реакция, в основном, состоит из криков о том, что люди вокруг голодают и скитаются, а министры зажрались и имеют наглость открыто требовать деньги за свою работу. И эта реакция весьма показательна, так как является еще одной демонстрацией одного любимого мной парадокса, о котором и пойдет сейчас речь.
Понятное дело, что украинцев обычно крайне возмущают доходы ближнего, но, как правило, все-таки, не до такой степени. Чтобы увидеть это обстоятельство, давайте представим, что мы обсуждаем не зарплату министра, а зарплату хирурга. Думаю, никто не станет возражать, что хирург может зарабатывать 36 тысяч и это даже мало при такой работе. Теперь перейдем, скажем, к артисту. Тоже, вроде ничего, особых возражений не появится. Двигаясь так по профессиям мы будем получать разный отклик о “справедливости» зарплаты. Скажем, если мы доберемся до профессии вахтера, то 36 тысяч в качестве вахтерской зарплаты у многих вызовет удивление и даже недовольство. От чего будет зависеть реакция? От ценности, приписываемой украинцами продукту, который производят представители той или иной профессии. То, что хирургу мало, то вахтеру много, так как ценность продукта хирурга в глазах общественности выше, чем вахтера.
И здесь мы и попадаем в парадокс, о котором я говорил. С одной стороны, украинцы вроде бы наделяют государственную деятельность крайне высокой ценностью. В соцсетях они только и делают, что пишут о политиках, переживают за них и дают им ценные советы и указания. Наиболее популярными авторами являются именно политические блоггеры и журналисты, которые разжевывают каждый чих политиков, анализируют тайный ход политической машины, делают прогнозы и предсказания. Украинцы, опять-таки, ходят на выборы, и с радостью ненавидят друг друга еще и по политическим мотивам. Для большинства украинцев государство является единственно возможным способом решения любых проблем, - от глобального потепления до соседа, курящего в подъезде. Если верить тем записям, которые украинец оставляет в социальных сетях, то он глубоко убежден, что где-то есть идеальное государство, которое надо просто «перенять» и «внедрить» у себя. Иначе говоря, ценность политического труда, если верить словам украинца, для него крайне высока. Поэтому, казалось бы, он должен быть готов лично нести в клювике миллионы и миллиарды трудовых гривен тем, кого судьба поставила у волшебных рычагов. Но нет, не несет.
Мало того. Не только не несет, но и имеет наглость возмущаться высокими, по его мнению зарплатами работников государственного цеха. Парадокс, да и только. Чему верить? Когда именно украинец говорит правду — когда мечтает о правильном государстве и призывает «навести порядок» или когда ругает министра за высокую зарплату?
Строго говоря, украинец говорит правду в обоих случаях, правильнее было бы говорить о том, какие именно слова иллюстрируют его действия или то, что Ротбард называл «проявленными предпочтениями», ведь только деятельность имеет социально-значимые последствия. Здесь я склонен не верить украинцу, когда он рассуждает о прекрасном государстве, регулирующем все на свете и склонен верить украинцу, ругающему министра. Мой выбор подтверждается деятельностью украинцев, а именно тем, что они изо всех сил уклоняются от налогов и регулирования. Конечно, они вам расскажут, что они не платят потому, что вороженьки снова не тех выбрали, а вот если бы у нас было как в Швеции...но в эту сказку можно поверить один-два раза. Когда «не тех выбирают» уже почти 30 лет, веры этим отмазкам больше нет.
В общем, вывод такой. Украинцы низко ценят государство и его деятельность, хотя пока еще не готовы признаться в этом самим себе.


http://kontrakty.ua/article/149723

Сообщение добавлено в 23:54

Сто лет со дня смерти Льва Платоновича Симиренко (1855-1920), российского и украинского селекционера, основателя нового направления в мировом плодовом сортоводстве, автора широко известного сорта яблок «Ренет Симиренко». Он известен во всем мире именно как «Отец яблок» (пользуюсь названием одной из песен БГ), – и почти забыт как революционер, сторонник безгосударственно-социалистических идей Бакунина, каковым был в молодости.

Симиренко родился 6 февраля 1855 года в селе Млиев Черкасского уезда Киевской губернии, в семье бывшего крепостного крестьянина, ставшего богатым и успешным заводчиком. Когда 18-летний Лев Платонович окончил гимназию и поступил на физико-математический факультет Киевского университета, отец подарил ему сахарный завод в селе Городище. Тогда же Симиренко стал революционером, тесно сотрудничая с бакунистами из «Киевской коммуны»: получал от них пропагандистскую литературу на русском и украинском языках и распространял ее среди рабочих-сахароваров и крестьян Городищенской волости. Городищенскому сахарному заводу вообще везло на владельцев: через 33 года сын его нового хозяина Георгий Пятаков тоже вел здесь пропаганду анархизма и, возможно, содействовал экспроприации кассы отцовского предприятия.

В августе 1874 Симиренко был привлечен к следствию по делу о пропаганде в империи по подозрению в принадлежности к революционному кружку. Для других подследственных дело закончилось судом по знаменитому «процессу 193-х». Против Симиренко достаточных улик не нашлось, он не был даже арестован, а в 1876 году дело против него вообще было прекращено. Но из Киевского университета пришлось уйти.

С 1877 Симиренко жил в Одессе и учился на естественном факультете Новороссийского университета. Здесь он поддерживал тесные связи с бакунистами из кружков «южных бунтарей» Владимиром Дебогорием-Мокриевичем и Яковом Стефановичем, с бунтарями-террористами Валерианом Осинским и Дмитрием Лизогубом, финансировал подпольную революционную деятельность. Заодно снова начал распространять запрещенную литературу на Городищенском заводе.

Летом 1879 учеба в университете была окончена и Симиренко поселился в Городище. Здесь его и арестовали в ноябре 1879-го, после обыска, доставившего в руки жандармов «компрометирующую переписку». По распоряжению киевского генерал-губернатора Симиренко «за сношения с главными членами киевского революционного сообщества и содействие им» был приговорен к административной ссылке в Сибирь. Зиму 1879-1880 он провел в Мценской пересыльной тюрьме, где подружился с Владимиром Короленко.

С сентября 1880 Симиренко отбывал ссылку в Красноярске. По воспоминаниям известного народовольца Бориса Оржиха, «в то время [Симиренко был] душа местной ссылки и самый серьезный и тактичный работник для революционного дела в ссылке. Он заведывал теплицами и садом одного богатого купца-домовладельца, что создавало ему независимое и прочное положение в городе». Кроме работы на «купца-домовладельца», Симиренко стал основателем Красноярского городского парка, сохранившегося до сих пор. Но главным его занятием стала работа в нелегальном «Красном Кресте Народной Воли», занимавшимся оказанием материальной помощи ссыльным и устройством их побегов.

В июле 1882 Симиренко участвовал в освобождении своего старого знакомого Дебогория-Мокриевича, после чего был арестован. При обыске в его комнате были найдены подробные списки политических ссыльных со статистическими и биографическими сведениями. Больше года Симиренко содержался в одиночной камере Красноярского тюремного замка, перенес тиф, и в конце концов был приговорен в октябре 1883 к ссылке в «более отдаленные места Сибири» на 3 года.

Новую ссылку Симиренко отбывал в Балаганске Иркутской губернии, где продолжал заниматься садоводством и цветоводством. Женился на ссыльной польской социалистке Альдоне Гласко-Гружевской.

Срок ссылки закончился в сентябре 1886 года. С этого времени Симиренко полностью прекратил участие в революционном движении, сосредоточившись на работе селекционера. Как бывший политический ссыльный он был ограничен в выборе места жительства вплоть до середины 1890-х, но, вероятно, это его не заботило: до конца жизни Симиренко жил то в Городище, то в родном Млиеве, где открыл садово-огородную опытную станцию и питомник, а затем и сельскохозяйственную школу. Со временем пришло признание: работы Симиренко получали золотые медали на различных всероссийских и международных выставках, сам он стал членом-корреспондентом Бельгийского общества садоводов и почетным членом Французского национального общества садоводства.

Во время Гражданской войны Симиренко оставался в Млиеве. При очередном приходе в Украину красных созданный им питомник был национализирован, но Симиренко при этом был назначен его директором и научным руководителем.

6 января 1920 года Симиренко был убит бандитами, напавшими на Млиев с целью грабежа.



Дубовик
__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 24.02.2020, 16:19   #220
Сообщений: 19,204
Очки репутации: 273,816
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию



Сообщение добавлено в 16:19

__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Старый 27.04.2020, 22:37   #221
Сообщений: 19,204
Очки репутации: 273,816
Группа: Жители Донбасса
Доп. информация
По умолчанию

__________________
Анархия это закон и свобода без принуждения
Иммануил Кант
Антропология с прагматической точки зрения (1798)
ДД вне форума  
Ответить с цитированием
Ответ




РАССКАЖИ О ФОРУМЕ на других сайтах

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.




Создано на vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2020, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot. Донецкий форум.